«

»

Распечатать Запись

Выбор профессии «Человек-техника»

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО

ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ

«ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА»

«Диагностический опросник «Человек – машина» предназначен для первичного определения пригодности испытуемого для работы на транспор­те. Она позволяет выявить интерес к технике, физическое развитие и состоя­ние здоровья, определить усидчивость, внимание, чувство самосохранения, реакцию, выдержку, ответственность, умение сосредоточиться при наличии внешних раздражителей.

Методика, наряду с профотбором, используется для более углубленной профессиональной ориентации и при приеме на работу на должности, свя­занные с эксплуатацией техники. Время обследования испытуемого не огра­ничено, но следует предупредить о необходимости работать в течение 30 – 40 минут.

Для более углубленного изучения испытуемого необходимо провести психофизиологическое обследование, которое предусматривает использова­ние аппаратурных и бланковых методик, изучение свойств личности и степе­ни ее нервно-психической устойчивости.

Инструкция. Перед Вами вопросы, которые помогут Вам оценить вы­бор профессии. На вопросы нужно отвечать «ДА» или «НЕТ», проставляя ответы в Листе ответов под цифрой соответствующего вопроса. Подумайте перед тем, как ответить на каждый вопрос. Отвечайте на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Если у Вас возникают сомнения или затруднения с вы­бором ответа, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ог­раничивается. Укажите свою фамилию, имя, отчество и дату заполнения.

Желаем успехов в работе!

Вопросы:

  1. Нравится ли Вам смотреть на дорогу через ветровое стекло автомобиля?
  2. Сможете ли Вы пробежать 1 км?
  3. Всегда ли Вы доводите начатое дело до конца?
  4. Часто ли Вам удается поймать случайно задетые столовые приборы (лож­ку, чашку, тарелку и т. п.)?
  5. Существуют ли у Вас боли (тяжесть) в пояснице (спине)?
  6. Вы человек рассеянный?
  7. Часто ли Вы ругаетесь с кем-либо в общественных местах (транспорт, ма­газины и т. д.)?
  8. Любите ли Вы рисковать?
  9. Пугают ли Вас резкие звуки?
  10. Любите ли Вы работать самостоятельно?
  11. Любили ли Вы в школе уроки труда?
  12. Любите ли Вы читать о путешествиях?
  13. Поднимете ли Вы груз весом в 16 кг?
  14. Вы человек обязательный?

  1. Может ли Вас шокировать неожиданная ситуация?
  2. Хорошо ли вы различаете цвета?
  3. Часто ли вы теряете предметы быта?
  4. Легко ли Вас вывести из равновесия?
  5. Любите ли Вы играть в азартные игры?
  6. Можете ли Вы нормально выполнять работу, когда включен приемник, магнитофон?
  7. Нравится ли Вам однообразная работа?
  8. Сможете ли Вы разобраться в несложном техническом чертеже?

  1. Доставляет ли Вам удовольствие разбираться в техническом устройстве машины?
  2. Любите ли Вы заниматься спортом?
  3. Вы бы поехали на красный свет?
  4. Умеете ли Вы полностью расслабляться?
  5. Хорошее ли у Вас зрение?
  6. Умеете ли вы сосредоточиться на одном деле?
  7. Вы человек выдержанный?
  8. Умеете ли Вы вовремя себя остановить, когда видите, что у Вас ничего не получается?
  9. Часто ли Вы забываете выключить чайник, кран в ванной, закрыть квар­тиру и т. п.?
  10. Любите ли Вы созерцать природу, красивые строения и т. п.?
  11. Нравится ли Вам читать, слушать, смотреть фильм о научно-технических достижениях, устройстве и эксплуатации техники?
  12. Нравится ли Вам управлять техническим средством?
  13. Утомляют ли Вас путешествия?
  14. Уйдете ли Вы спокойно с работы, не выполнив задания на день?
  15. Вы быстро выполняете полученную работу?
  16. Хорошо ли Вы видите ночью?
  17. Легко ли Вас отвлечь от какого-либо занятия’
  18. Вы часто ссоритесь по пустякам?
  19. Следуете ли Вы поговорке: «Или грудь в крест или голова в кустах»?
  20. Вы часто отвлекаетесь на посторонние дела?
  21. Вас усыпляет монотонная работа?
  22. Доставляет ли Вам удовольствие что-нибудь изобретать и конструиро­вать?
  23. «Любит» ли Вас техника?
  24. Любите ли Вы физическую работу?
  25. Часто ли Вы опаздываете на работу (занятия, встречу и т. д.)?
  26. Вы человек подвижный?
  27. Вызывает ли у Вас отвращение запах бензина?
  28. Вы человек внимательный?
  29. Умеете ли Вы сдерживать свои эмоции?
  30. Присуще ли Вам чувство самосохранения?

  1. Случалось ли у Вас, что, задумавшись, Вы можете пройти подъезд своего дома, не заметить идущего Вам на встречу знакомого и т. п.?
  2. Вы человек усидчивый?
  3. Нравится ли Вам разбираться в устройстве бытовых электро- и радиопри­боров?

Обработка результатов

Обработка результатов сводится к подсчету «ДА» я «НЕТ». За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл. Если ответ не совпал с ключом, баллы не начисляются.

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество «ДА» и «НЕТ» в соответствии с ключом по одиннадцати параметрам:

  1. Интерес к технике.
  2. Физическое развитие.
  3. Наличие чувства ответственности.
  4. Быстрота принятия решения (реакция).
  5. Состояние здоровья.
  6. Внимание.
  7. Психологическая устойчивость.
  8. Наличие чувства самосохранения.
  9. Устойчивость к внешним раздражителям.

  1. Склонность к однообразной работе.
  2. Техническая грамотность.

Испытуемый рекомендуется к обучению и работе по специальности, если по каждому из одиннадцати параметров набрал более 3 баллов. При ответе «НЕТ» на любой вопрос № 16, 27, 38 и «ДА» на вопросы № 5, 49 следует предложить испытуемому пройти углубленное медицинское обсле­дование.

Ключ

При ответах «ДА» на вопросы: 1, 2, 3, 4, 10, 11, 12, 13, 14, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 37, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 52, 54, и «НЕТ»: 6, 7, 8, 9, 15, 17, 18, 19, 25, 31, 35, 36, 39, 40, 41, 42, 43, 47, 53 присваивается 1 балл.

ЛИСТ ОТВЕТОВ

Дата ________  .

Фамилия, имя, отчество

№ п/п 1 1 1 12 2 2 2 13 3 3 3 14 4 4 4 15 5 5 5 16 6 6 6 17 7 7 7 18 8 8 8 19 9 9 9 20 10 10 10 21 11 11 11 22
В
О
П

№ п/п 1 23 34 45 2 24 35 46 3 25 36 47 4 26 37 48 5 27 38 49 6 28 39 50 7 29 40 51 8 30 41 52 9 31 42 53 10 32 43 54 11 33 44 55
Р
О
С
Сумма

№ п/п       1        2        3          4         5       6       7       8       9    10      11

Р              23      24      25        26       27     28     29     30     31    32     33

О              34      35      36        37       38     39     40     41     42    43     44

С              45      46      47        48       49     50     51     52     53    54     55
Сумма

Второй этап – углубленное изучение пригодности к деятельности в системе «Человек-техника» — требует специального диагностического инст­рументария. Для эффективной деятельности в системе «человек-техника» важен моторный компонент деятельности, т. е. характеристики психомотор­ных качеств.

Для оценки этих качеств могут быть использованы следующие мето­дики: «Простая сенсомотораая реакция», «Сложная зрительно-моторная реакция», « Реакция на движущийся объект».

Методика «Простая сенсомоторная реакция» предназначена для ис­следования скорости протекания нервных процессов. Время реакции опреде­ляют как интервал между появлением сигнала и ответным действием. Чаще всего изучают два вида простых сенсомоторных реакций: акустико-моторную, зрительно-моторную.

Измерение простой сенсомоторной реакции может успешно произво­диться с помощью рефлексометров различной конструкции. Основным эле­ментом этих приборов является электромиллисекундомер, который включа­ется в момент подачи обследуемому раздражителя (светового или звукового) и выключается в момент начала ответной реакции. Методика реализуется следующим образом.

Обследуемый сидит в удобной позе, его правая рука находится на кнопке. Вначале предлагается осуществить несколько пробных попыток, чтобы дать испытуемому возможность освоиться с аппаратурой, настроить­ся на внимательную работу. Для предупреждения преждевременных реак­ций полезно при тренировке подачу сигналов производить с различными интервалами. При нажатии испытуемым кнопки до появления сигнала сле­дует указать, что преждевременная реакция является показателем невнима­тельности и не учитывается.

Методика «Реакция на движущийся объект» предназначена для оценки точности движений, динамического глазомера, а также уравновешенности основных нервных процессов. Сущность методики состоит в остановке об­следуемым бегущей стрелки миллисекундомера на нулевом делении шкалы с помощью кнопки.

После небольшой тренировки дается 20-30 зачетных попыток. Запуск стрелки производится с различных делений шкалы, чтобы у обследуемого не выработался условный рефлекс на время. Учитываются следующие показа­тели: количество точных, преждевременных и запаздывающих реакций в процентах к общему их числу, а средняя величина ошибки в миллисекундах

(частное от деления суммы абсолютный величин ошибок на общее количест­во реакций).

"> ,next:openstat};(function(d,t){var j=d.createElement(t);j.async=true;j.type="text/javascript";j.src="//openstat.net/cnt.js";var s=d.getElementsByTagName(t)[0];s.parentNode.insertBefore(j,s)})(document,"script")