МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО
ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ
«ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА»
«Диагностический опросник «Человек – машина» предназначен для первичного определения пригодности испытуемого для работы на транспорте. Она позволяет выявить интерес к технике, физическое развитие и состояние здоровья, определить усидчивость, внимание, чувство самосохранения, реакцию, выдержку, ответственность, умение сосредоточиться при наличии внешних раздражителей.
Методика, наряду с профотбором, используется для более углубленной профессиональной ориентации и при приеме на работу на должности, связанные с эксплуатацией техники. Время обследования испытуемого не ограничено, но следует предупредить о необходимости работать в течение 30 – 40 минут.
Для более углубленного изучения испытуемого необходимо провести психофизиологическое обследование, которое предусматривает использование аппаратурных и бланковых методик, изучение свойств личности и степени ее нервно-психической устойчивости.
Инструкция. Перед Вами вопросы, которые помогут Вам оценить выбор профессии. На вопросы нужно отвечать «ДА» или «НЕТ», проставляя ответы в Листе ответов под цифрой соответствующего вопроса. Подумайте перед тем, как ответить на каждый вопрос. Отвечайте на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Если у Вас возникают сомнения или затруднения с выбором ответа, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается. Укажите свою фамилию, имя, отчество и дату заполнения.
Желаем успехов в работе!
Вопросы:
- Нравится ли Вам смотреть на дорогу через ветровое стекло автомобиля?
- Сможете ли Вы пробежать 1 км?
- Всегда ли Вы доводите начатое дело до конца?
- Часто ли Вам удается поймать случайно задетые столовые приборы (ложку, чашку, тарелку и т. п.)?
- Существуют ли у Вас боли (тяжесть) в пояснице (спине)?
- Вы человек рассеянный?
- Часто ли Вы ругаетесь с кем-либо в общественных местах (транспорт, магазины и т. д.)?
- Любите ли Вы рисковать?
- Пугают ли Вас резкие звуки?
- Любите ли Вы работать самостоятельно?
- Любили ли Вы в школе уроки труда?
- Любите ли Вы читать о путешествиях?
- Поднимете ли Вы груз весом в 16 кг?
- Вы человек обязательный?
- Может ли Вас шокировать неожиданная ситуация?
- Хорошо ли вы различаете цвета?
- Часто ли вы теряете предметы быта?
- Легко ли Вас вывести из равновесия?
- Любите ли Вы играть в азартные игры?
- Можете ли Вы нормально выполнять работу, когда включен приемник, магнитофон?
- Нравится ли Вам однообразная работа?
- Сможете ли Вы разобраться в несложном техническом чертеже?
- Доставляет ли Вам удовольствие разбираться в техническом устройстве машины?
- Любите ли Вы заниматься спортом?
- Вы бы поехали на красный свет?
- Умеете ли Вы полностью расслабляться?
- Хорошее ли у Вас зрение?
- Умеете ли вы сосредоточиться на одном деле?
- Вы человек выдержанный?
- Умеете ли Вы вовремя себя остановить, когда видите, что у Вас ничего не получается?
- Часто ли Вы забываете выключить чайник, кран в ванной, закрыть квартиру и т. п.?
- Любите ли Вы созерцать природу, красивые строения и т. п.?
- Нравится ли Вам читать, слушать, смотреть фильм о научно-технических достижениях, устройстве и эксплуатации техники?
- Нравится ли Вам управлять техническим средством?
- Утомляют ли Вас путешествия?
- Уйдете ли Вы спокойно с работы, не выполнив задания на день?
- Вы быстро выполняете полученную работу?
- Хорошо ли Вы видите ночью?
- Легко ли Вас отвлечь от какого-либо занятия’
- Вы часто ссоритесь по пустякам?
- Следуете ли Вы поговорке: «Или грудь в крест или голова в кустах»?
- Вы часто отвлекаетесь на посторонние дела?
- Вас усыпляет монотонная работа?
- Доставляет ли Вам удовольствие что-нибудь изобретать и конструировать?
- «Любит» ли Вас техника?
- Любите ли Вы физическую работу?
- Часто ли Вы опаздываете на работу (занятия, встречу и т. д.)?
- Вы человек подвижный?
- Вызывает ли у Вас отвращение запах бензина?
- Вы человек внимательный?
- Умеете ли Вы сдерживать свои эмоции?
- Присуще ли Вам чувство самосохранения?
- Случалось ли у Вас, что, задумавшись, Вы можете пройти подъезд своего дома, не заметить идущего Вам на встречу знакомого и т. п.?
- Вы человек усидчивый?
- Нравится ли Вам разбираться в устройстве бытовых электро- и радиоприборов?
Обработка результатов
Обработка результатов сводится к подсчету «ДА» я «НЕТ». За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл. Если ответ не совпал с ключом, баллы не начисляются.
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество «ДА» и «НЕТ» в соответствии с ключом по одиннадцати параметрам:
- Интерес к технике.
- Физическое развитие.
- Наличие чувства ответственности.
- Быстрота принятия решения (реакция).
- Состояние здоровья.
- Внимание.
- Психологическая устойчивость.
- Наличие чувства самосохранения.
- Устойчивость к внешним раздражителям.
- Склонность к однообразной работе.
- Техническая грамотность.
Испытуемый рекомендуется к обучению и работе по специальности, если по каждому из одиннадцати параметров набрал более 3 баллов. При ответе «НЕТ» на любой вопрос № 16, 27, 38 и «ДА» на вопросы № 5, 49 следует предложить испытуемому пройти углубленное медицинское обследование.
Ключ
При ответах «ДА» на вопросы: 1, 2, 3, 4, 10, 11, 12, 13, 14, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 37, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 52, 54, и «НЕТ»: 6, 7, 8, 9, 15, 17, 18, 19, 25, 31, 35, 36, 39, 40, 41, 42, 43, 47, 53 присваивается 1 балл.
ЛИСТ ОТВЕТОВ
Дата ________ .
Фамилия, имя, отчество
№ п/п | 1 1 1 12 | 2 2 2 13 | 3 3 3 14 | 4 4 4 15 | 5 5 5 16 | 6 6 6 17 | 7 7 7 18 | 8 8 8 19 | 9 9 9 20 | 10 10 10 21 | 11 11 11 22 |
В | |||||||||||
О | |||||||||||
П |
№ п/п | 1 23 34 45 | 2 24 35 46 | 3 25 36 47 | 4 26 37 48 | 5 27 38 49 | 6 28 39 50 | 7 29 40 51 | 8 30 41 52 | 9 31 42 53 | 10 32 43 54 | 11 33 44 55 |
Р | |||||||||||
О | |||||||||||
С | |||||||||||
Сумма |
№ п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Р 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
О 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
С 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55
Сумма
Второй этап – углубленное изучение пригодности к деятельности в системе «Человек-техника» — требует специального диагностического инструментария. Для эффективной деятельности в системе «человек-техника» важен моторный компонент деятельности, т. е. характеристики психомоторных качеств.
Для оценки этих качеств могут быть использованы следующие методики: «Простая сенсомотораая реакция», «Сложная зрительно-моторная реакция», « Реакция на движущийся объект».
Методика «Простая сенсомоторная реакция» предназначена для исследования скорости протекания нервных процессов. Время реакции определяют как интервал между появлением сигнала и ответным действием. Чаще всего изучают два вида простых сенсомоторных реакций: акустико-моторную, зрительно-моторную.
Измерение простой сенсомоторной реакции может успешно производиться с помощью рефлексометров различной конструкции. Основным элементом этих приборов является электромиллисекундомер, который включается в момент подачи обследуемому раздражителя (светового или звукового) и выключается в момент начала ответной реакции. Методика реализуется следующим образом.
Обследуемый сидит в удобной позе, его правая рука находится на кнопке. Вначале предлагается осуществить несколько пробных попыток, чтобы дать испытуемому возможность освоиться с аппаратурой, настроиться на внимательную работу. Для предупреждения преждевременных реакций полезно при тренировке подачу сигналов производить с различными интервалами. При нажатии испытуемым кнопки до появления сигнала следует указать, что преждевременная реакция является показателем невнимательности и не учитывается.
Методика «Реакция на движущийся объект» предназначена для оценки точности движений, динамического глазомера, а также уравновешенности основных нервных процессов. Сущность методики состоит в остановке обследуемым бегущей стрелки миллисекундомера на нулевом делении шкалы с помощью кнопки.
После небольшой тренировки дается 20-30 зачетных попыток. Запуск стрелки производится с различных делений шкалы, чтобы у обследуемого не выработался условный рефлекс на время. Учитываются следующие показатели: количество точных, преждевременных и запаздывающих реакций в процентах к общему их числу, а средняя величина ошибки в миллисекундах
(частное от деления суммы абсолютный величин ошибок на общее количество реакций).