«

»

Распечатать Запись

Особенности работы с детьми с ОПФР

Особенности работы с детьми с ОПФР

Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.

А. Н. Радищев

Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).

Проблема образования людей с ОПФР сегодня чрезвычайно актуальна. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значительно возросло. Причин здесь много: техногенная чернобыльская катастрофа, процессы урбанизации, неблагоприятная экология, отягощенная наследственность, алкоголизм и наркомания…

Современная система специального образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных детей, все дети обучаемы и им гарантируется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников. Идея толерантности по отношению к иным людям сменяется уважением к ним, на место главенства идеи человеческой полезности приходит культура человеческого достоинства.

В связи с интеграцией детей с ОПФР в школу общего типа представляется необходимым использование комплексного, системного подхода к изучению личности ребенка, выявление его потенциальных возможностей, создание психолого-педагогических условий для успешной социализации.

В настоящее время в Республике Беларусь существует необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая обучение детей с особенностями психофизического развития. Количество специальных классов, классов интегрированного обучения в общеобразовательных школах растет год от года, что свидетельствует о принятии этой формы обучения родителями и педагогическими коллективами школ.

Имидж школьников с ОПФР в общественном сознании, как правило, негативный. Он формирует установку на изоляцию их от сверстников и общества в целом. Поэтому перед педагогами стоит задача устранить этот негатив.

Чтобы оказать действенную помощь такому ученику, учителю следует преодолеть ряд сложившихся стереотипов. Обычно расположение к ученику зависит от его прилежания и учебных успехов. В классе же интегрированного обучения необходимо понимание тех проявлений, которые возможны у детей с особенностями развития. Ученики могут быть напряженными, скованными либо, наоборот, развязными. Может наблюдаться тревожность перед учебной ситуацией или безразличие, апатия, инер­тность, пассивность. Поэтому первостепенная задача учителя в классе интегрированного обучения — вызвать и закрепить оптимистическое, эмоционально-позитивное отноше­ние детей к школе и учению. Недопустимо усугубление негативных реакций школьников.   Общими   усилиями   педагога,   родителей   и   дефектолога   создается благоприятная для детей среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных возможностей, не испытывая дискомфорта от пребывания среди успева­ющих сверстников.

В любой ситуации учителю необходимо оставаться спокойным и доброжелательным, ровным и дружелюбным по отношению к детям. С особым терпением и тактом он должен относится к детям с ОФПР, понимая, что у них могут наблюдаться большая подвижность или, наоборот, скованность, упрямство, неадекватные страхи и опасения, неуверенность в себе и конфликтность, неспособность сосредоточиться на учебном задании или неумение отвлечься и переключиться. Могут наблюдаться и вредные привычки: ребенок сосет губы, грызет ногти, гримасничает, подергивается и др.

В кодексе психолога записано: «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам». Помня об этом, учитель с первых дней занятий щедро дарит свою улыбку всему классу и каждому ученику в отдельности.

В учебном процессе широко используются невербальные формы общения, которые позволяют ребенку получать эмоциональную поддержку. К ним относятся:

  • ласковая, ободряющая интонация;
  • небольшое (меньше метра) расстояние между учителем и учеником;
  • перцептивные контакты (поглаживание, пожатие руки, визуальный контакт на
    уровне глаз). Основная цель общения — создание условий для позитивного развития
    ребенка. Учитель избегает прямых оценок, навешивания ярлыков, не спешит ставить
    диагноз. Главное — включить школьника в учебное взаимодействие, помочь ему
    преодолеть боязнь и негативное отношение к учению. Учитель принимает ученика
    таким, какой он есть, независимо от учебных успехов, не предъявляя строгих
    требований и не высказывая отрицательных оценочных суждений. Наоборот, подбадри­
    вает ребенка, говорит, что все будет хорошо, что ученик справится с заданием,
    правильно ответит.

В своей работе для создания ситуации успеха в учебной деятельности я использую эффективный словесный прием — 30 вариантов того, как сказать ребенку «молодец» (из книги А. Р. Маллера «Ребенок с ограниченными возможностями»): Прекрасно!

Мне нравится, как ты это сделал. Это у тебя получилось лучше всего. Здорово придумал! Я просто обожаю это. Умница! Ты сделал это! Молодец, у тебя все получилось! Об этом обязательно надо сказать родителям! Все лучше и лучше! Удивительно! Ура!

Здорово, молодец! Так чудно, пальчики оближешь! Хорошо, а как тебе это? Очень неплохо! Ты делаешь все аккуратно.

Это просто замечательно!

Ах, превосходно!

Похлопаем нашему…

Именно так.

Восхитительно!

Правильно.

Это выглядит здорово! Это что-то особенное! Ух, вы только посмотрите! Я так

рада! Отлично!

Мне нравится, потому что…

Ну, просто изумительно!

В классе интегрированного обучения учителю нельзя сравнивать результаты работы ученика с ОПФР с достижениями других учащихся. Как сказал Л. С. Выготский, «каждый ребенок уникален, неповторим, имеет присущую только ему зону ближайшего развития и соответственно имеет индивидуальные достижения». Текущая работа учащихся с ОПФР сравниваете, только с предыдущей. Дети с особенностями развития очень чувствительны к мимике, жестам, темпу речи учителя. Это требует от учителя внимания и терпения.

В процессе совместного обучения актуальны положительные взаимоотношения не только между учителем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая наполняемость класса (20 человек). Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуждения и формированию эмоциональной культуры детей. Хочется напомнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситуаций, прохладных отношений, проявление безразличия и высокомерия, чем потом их исправлять.

На уроке совместного обучения, чтобы сохранять работоспособность и спокойствие при различном темпе работы, полезно проводить специальные игры и упражнения, позволяющие переключить внимание, снять напряжение у детей. В играх предусматривается чередование переходов от напряжения и активности к расслаблению и покою. Необходимо использовать разнообразные приемы для налаживания учебного взаимодействия, организации сотрудничества между учениками на уроках и в свободное время.

Таким образом, в организации взаимодействия в системе «учитель — ученик» при работе с детьми с ОПФР важными моментами являются:

  • создание условий для формирования содержательной учебной мотивации;
  • целенаправленность и системность педагогической работы;
  • ее направленность на результативную подготовку каждого ученика;
  • обеспечение на всех этапах урока благожелательной атмосферы, особенно в ходе опроса, анализа результатов деятельности школьников;
  • дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
  • обеспечение максимальной наглядности педагогического процесса;
  • стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой;
  • широкое использование игровых методов и приемов обучения;
  • фиксирование внимания на позитивных продвижениях слабоуспевающих, избегание негативной оценки деятельности учащихся;

3

  • создание для детей ситуаций успеха;
  • оказание учащимся необходимой помощи разного вида: стимулирующей, направляющей, обучающей;
  • обеспечение согласованности действий педагогического коллектива и родителей, информирование о работе друг друга и ее результатах.

Если учителю удастся окружить детей с ОПФР вниманием, заботой и лаской, то успех их обучения обеспечен. А когда работаешь с любовью, то раскрывается творческий потенциал педагога и рождаются поэтические строки. Вот что написала вос­питатель группы продленного дня Л. А. Иванова:

Любите всех детей, пришедших к вам учиться! Особенно тех, кто судьбой обделен. Им в жизни многого не суждено добиться, Но каждый чистою душою награжден!

И мы должны над каждым наклониться, Чтоб научить читать их и писать, Чтоб заглянуть в зовущие нас лица И ободряющее слово им сказать.

Не бойтесь израсходовать до срока Любви и знаний в вас хранящийся запас, Чем больше сил вы отдаете детям, Тем больше остается их у вас!

"> ,next:openstat};(function(d,t){var j=d.createElement(t);j.async=true;j.type="text/javascript";j.src="//openstat.net/cnt.js";var s=d.getElementsByTagName(t)[0];s.parentNode.insertBefore(j,s)})(document,"script")