Положительные аспекты интегрированного образования и воспитания
В настоящее время позитивно меняется отношение общества к людям с ограниченными возможностями и особенностями психофизического развития (ОПФР). В нашей стране реализуется постулат «Все дети обучаемы». При этом под способностью к обучению понимается возможность любого продвижения ребенка вперед. Конечно, некоторые из детей могут овладеть элементами учебной деятельности, социально-бытовыми и трудовыми навыками. Но если у ребенка более тяжелая патология, он нуждается в повседневном медицинском контроле, помощи со стороны взрослого во всех видах жизнедеятельности. Такие дети в результате целенаправленной коррекционно-педагогической работы могут овладеть элементарными навыками самообслуживания, коммуникации, предметно-практической и игровой деятельности. Реализация прав человека с особенностями психофизического развития на получение образования позволила внедрить в практику обучения новую форму организации образовательного процесса — интегрированное обучение и воспитание.
Интегрированное обучение и воспитание — это организация специального образования, при котором обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется в учреждениях образования общего типа. Оно направлено не на сегретацию (изоляцию) одной части общества от другой, а на консолидацию, создание единого общества людей с разными типами развития, особенностями и потребностями. Основной целью интегрированного обучения и воспитания является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка. Создание классов интегрированного обучения в реальных условиях образовательной системы Республики Беларусь определено рядом объективных условий:
- желание родителей обучать ребенка не изолированно, а вместе со здоровыми детьми, обычными сверстниками и готовность реально помогать своему ребенку в процессе обучения;
- создание в республике условий, содействующих реализации научно обоснованных моделей интегрированного обучения;
- психологическая готовность общества и школы к интегрированному обучению.
В классах интегрированного обучения большое внимание обращается на упреждение и преодоление трудностей совместного обучения и воспитания, включение учащихся в совместную деятельность. Учителя осуществляют поддерживающее обучение, реализуют коммуникативно-деятельностную модель обучения, используя интерактивные методы обучения, диалоговое взаимодействие, включение учащихся в рефлексивную (оценочно-анализирующую) деятельность.
Сторонники совместного обучения выделяют такие положительные моменты интегрированного образования, как:
- стимулирующее воздействие более способных одноклассников;
- наличие широкого диапазона ознакомления с жизнью;
- развитие навыков общения и нестандартного мышления (у обеих сторон);
- возможность проявления гуманности, сочувствия, милосердия, терпимости в реальных жизненных ситуациях, что является эффективным средством нравственного воспитания.
Также отмечается снижение опасности возникновения снобизма у преуспевающих детей в условиях подчеркивания их исключительности, исчезновение страха у здоровых, нормально развивающихся школьников перед возможной инвалидностью.