Развитие фонематических процессов (анализа и синтеза)
Наиболее распространенными ошибками при нарушении процессов чтения и письма являются искажения звукослоговой структуры слова. Разложение слова на составляющие его фонемы (звуки) представляет собой сложную психическую деятельность. В связи с этим при коррекции нарушений чтения и письма особое внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза.
Сложнее и труднее вычленять звуки из слова, определять его место (начало, середина, конец слова). Наконец, самая сложная форма фонематического анализа -определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).
Учитывая сложность форм фонематического анализа и синтеза, проводится коррекционная работа, где используются различные виды заданий.Их можно использовать и дома.
Виды заданий:
При письме медленное проговаривание слова.
Устное деление слова на слоги и медленное проговаривание их, сопровождая их
написанием.
Называние гласных звуков в словах.
Определение пропущенной гласной.
Соотнесение картинки и слова.
Придумывание слова с определенными гласными, с определённым количеством звуков,
букв.
Восстановление слогов, слов.
Составление слов из разрезной азбуки.
Вслушиваться в произношение и различать мягкие и твёрдые согласные в конце и
середине слова.
Отслеживание артикуляции при написании слов с разделительным мягким знаком.
Выполнение графического рисунка слова.
Соотнесение звуков с гласными ІІ ряда.
Составление слов из букв, слогов.
Пение слов.
Выделение ударного слога силой голоса.
Определение места звука или буквы.