«

»

Распечатать Запись

Школа человечности

Школа человечности

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому и оставаться абсолютно незамеченным.

У. Джеймс

За годы обучения в школе каждый ребенок проживает жизнь, приобретая не только знания, но, прежде всего богатейший опыт человеческих отношений. Очевидно, предназначение современной школы – это не только и не столько передача учащимся объема знаний в пределах заданного, а оказание помощи ребенку в раскрытии его внутреннего мира, создание условий, направленных на постижение им гармонии души и тела. Это процесс органичного взаимодействия ребенка с учителем, окружающим миром, самим собой. Как проживается детская жизнь, какой опыт выносят дети из стен школы, какие ценности и смыслы сумели развить, зависит от окружающих их взрослых людей. «Восхождение» ребенка к себе происходит в условиях тесного контакта с особо важными для него людьми через познание духовно-нравственных ценностей человеческого бытия в процессе диалога, общения и совместной деятельности. Личностные качества тех, с кем он вступает в диалог, общение, совместную деятельность, выполняют функцию связующего звена между ребенком и миром, приобретают для него аксиологически (ценностно) значимые смыслы. Расширяя границы взаимодействия с окружающей средой, включая детей в активную деятельность и общение, школа создает тем самым благоприятные условия для их развития..

Одной из основополагающих целей образования ХХI века, обозначенных в докладе ЮНЕСКО Международной комиссии по образованию считается обучение тому, как жить вместе. Выдвинутый тезис «учиться жить вместе» как нельзя лучше раскрывается в условиях интегрированного (совместного) обучения, при котором обычные дети и дети с особенностями психофизического развития (или в другой интерпретации – дети с ограниченными возможностями) учатся делать первые шаги навстречу друг другу. Организация совместной формы обучения (интегрированное обучение) рассматривается как успешное отражение новых тенденций общества по отношению к лицам с особенностями психофизического развития. В Республике Беларусь существуют более пяти тысяч классов интегрированного обучения, что свидетельствует об инициативе родителей, имеющих детей с особенностями психофизического развития, реализовать свое право выбора учреждения образования, формы получения образования и коррекционной помощи детям в соответствии с их познавательными возможностями. Декларированное право на получение образования и коррекционной помощи путем обеспечения доступности и создания специальных условий подтверждается расширением сети школ, организующих совместное (интегрированное) обучение. Интегрированному обучению в Республике Беларусь придается важное значение не только как новой форме обучения детей с разными образовательными возможностями в общеобразовательных учреждениях. Оно рассматривается, прежде всего, как путь и как одно из возможных средств более успешной социализации и интеграции «особых» детей

в общество. Наметившееся смещение акцентов в образовании в сторону признания ценностной значимости каждого ребенка как неповторимой индивидуальности (независимо от потенциальных возможностей) является важным достоянием современности. В этом контексте смысловым ядром понятия «школа» должно рассматриваться не место, а действие, процесс динамического развития ребенка, обретение им своего «Я», его восхождение к духовно-нравственным ценностям человеческого бытия. Как показывает практика, реализовать эту идею, принять каждого ребенка таким, каким он есть, признать его уникальность, ценность, неповторимость, признать только его достижения в сравнении с самим собой – является очень трудоемкой педагогической задачей. Новая форма обучения, которую называют интегрированным, обучением, способствует реализации поставленных задач, создает предпосылки для успешного развития каждого ученика.

Правильно организованное совместное обучение создает условия каждому участнику по приобретению очень ценного и важного опыта эмоционально-оценочных отношений, опыта взаимодействия, жизненно важного и необходимого каждому человеку, опыта овладения различными способами деятельности в процессе совместной деятельности. Наряду с этим совместная форма получения знаний расширяет границы взаимодействия с окружающей средой, включает детей с особенностями психофизического развития в активную деятельность и общение, способствуя тем самым их более успешному развитию. Но, пожалуй, самым важным в интегрированном обучении можно выделить то, что в условиях совместного обучения дети, педагоги, родители учатся принимать каждого таким, какой он есть. Практикой подтверждается, что интегрированное обучение создает предпосылки формирования нового общества, общества толерантного, терпимого, способного понимать и принимать каждого.

"> ,next:openstat};(function(d,t){var j=d.createElement(t);j.async=true;j.type="text/javascript";j.src="//openstat.net/cnt.js";var s=d.getElementsByTagName(t)[0];s.parentNode.insertBefore(j,s)})(document,"script")