«

»

Распечатать Запись

Самооценка и выбор профессий

 Самооценка  и выбор профессии

 Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков, оценка самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков.

Самооценка может быть:

  • неадекватной (завышенная или заниженная),
  • адекватной (реальная).

Самооценка складывается в первую очередь под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди. Во-вторых, самооценка формируется в результате сопоставления образа реального «Я» (каким человек является на самом деле) с образом идеального «Я» (каким человек желает себя видеть).

При профессиональном самоопределении важно учитывать уровень самооценки, её адекватности.

Следует помнить, что завышенная самооценка нередко приводит к неприятным последствиям, может затруднить реализацию профессиональных намерений. На адекватность самооценки оказывают влияние индивидуально-типологические особенности личности, её темперамент. Известно, что холерики и сангвиники могут переоценивать свои возможности, тогда как меланхолики – недооценивать. Более реальны самооценки у флегматиков.

Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую сферу и тем самым препятствует всестороннему развитию личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Он определяется степенью трудности тех задач, которые человек ставит перед собой. Различают частный и общий уровень притязаний.

Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в музыке, спорте и т. д.) или человеческих отношений (стремление занять определённое место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т. п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области деятельности.

Уровень притязаний может носить более общий характер, то есть относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.

Уровень притязаний имеет огромное значение при решении наиболее важной проблемы на выходе из школы – кем быть в дальнейшем, какую профессию выбрать. И здесь важно иметь объективную самооценку. Она позволяет выпускнику школы соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих.

Хотя личность, как правило, стремится сохранить приемлемую для себя самооценку, она не является постоянной, и понижается  при встрече с трудностями, тогда как достижение какого-то результата способствует стимулированию интереса и росту самооценки.

"> ,next:openstat};(function(d,t){var j=d.createElement(t);j.async=true;j.type="text/javascript";j.src="//openstat.net/cnt.js";var s=d.getElementsByTagName(t)[0];s.parentNode.insertBefore(j,s)})(document,"script")