«

»

Распечатать Запись

Программа факультативных занятий по английскому языку «Практикум по чтению» для V-VI классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время получение информации посредством чтения является одним из важнейших путей приобретения и пополнения знаний, присвоения опыта, накопленного человечеством в самых разнообразных областях социальной, культурной, профессиональной и других видах деятельности. Чтение как разновидность информационной, поисковой и познавательной деятельности человека занимает особое место в образовании, развитии и обучении современного человека. Сегодня большинство специалистов понимают, что научить читать – это значит не только выработать умения правильно озвучивать текст на иностранном языке, но и извлекать содержащиеся в нем мысли, идеи факты, понимать его, оценивать, использовать полученную информацию. Сам процесс чтения, предполагающий анализ, синтез, обобщение, умозаключения, прогнозирование, выполняет важную воспитательную и образовательную роль. Чтение формирует интеллект, обостряет чувства, способствует развитию познавательных интересов, а также общей культуры школьников.

Огромное количество информации, заключенной в текстах для чтения, побуждает к выработке гибкого подхода к чтению, т.е. к развитию способности извлекать информацию с разной степенью глубины и полноты в зависимости от коммуникативной задачи.

Программа факультативных занятий по чтению для учащихся V-VI классов рассматривается как составная часть школьной программы гуманитаризации общего среднего образования, как органическая часть процесса «интеллектуализации» содержания обучения, он тесно связан с основным курсом, его целями и содержанием.

Целью факультативных занятий  «Практикум по чтению»  является развитие коммуникативных умений чтения адаптированных текстов по программной тематике, позволяющих учащимся ориентироваться в тексте с учетом его специфики и в соответствии с коммуникативной задачей, извлекать информацию с разной степенью полноты и глубины (понимать основное содержание текста; выборочно извлекать необходимую/интересующую информацию), пользоваться компенсаторными умениями (использовать: языковую и контекстуальную догадку; словари и различные виды справочной литературы; иллюстративные и изобразительные опоры).

         Факультативные занятия по чтению обеспечивают комплексную реализацию общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей.

         Формирование у учащихся умений  коммуникативного и интеллектуального чтения, которое, затрагивая личность обучаемого, его интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы, предполагает интерпретацию прочитанного, понимание эксплицитно и имплицитно заложенной в тексте информации, соотнесение его содержания со своим личным опытом и умение аргументировано изложить свое понимание проблем, затронутых в тексте.

          Сложное интегративное умение понимать прочитанное предполагает активизацию когнитивных ресурсов школьника и их направленность на решение интеллектуальных задач. Значительное место при этом в деятельности читающего занимают планирование и самоконтроль своей деятельности. Важной задачей факультативных занятий является формирование у учащихся навыков и умений самостоятельной работы с иноязычным текстом: способность выбрать тот  или иной способ смысловой переработки печатной информации для решения конкретной коммуникативной задачи, способность использовать компенсаторные умения, а также умение оценить свою познавательно-поисковую деятельность при чтении.

         Факультативные занятия способствуют развитию учебно-познавательных умений: работать с двуязычным и одноязычным словарями, а также умение ориентироваться в современной иноязычной информационной среде, включая компьютерные технологии (Интернет, обучающие компьютерные программы, мультимедиа).

Образовательная ценность чтения адаптированных иноязычных текстов способствует языковому образованию школьников, а также расширению их общего кругозора в контексте мировой культуры. В процессе чтения лингвострановедческих текстов, наглядно демонстрирующих факты и реалии  страны изучаемого языка, учащиеся проводят аналогии, противопоставления, обобщения, сравнения между фактами родной и изучаемых культур. Все это способствует не только общему образованию школьников, но и развитию их культуры в целом, приобщению к общечеловеческим ценностям, обогащению национального самосознания, формированию ценностных ориентаций личности, расширению и углублению поликультурного поля учащихся.

Ведущая  развивающая функция чтения состоит в формировании критического творческого мышления, гуманистических ценностных ориентаций, формирование эстетического отношения к окружающему миру в процессе знакомства с иноязычными текстами. В рамках факультативного курса по чтению учащиеся решают различного рода проблемно-поисковые задачи: познавательно-поисковые, групповые и индивидуальные проекты, ролевые игры и т.д., при выполнении которых учебная деятельность школьников скрещивается с другими видами человеческой деятельности, например, познавательной или ценностно-ориентационной. Такое обучение,  наряду с усвоением определенного объема знаний и формированием навыков и умений, направлено на развитие познавательных процессов и способствует развитию всех сторон личности школьников, их языковых, интеллектуальных и познавательных способностей: мышления и воображения, памяти, чувств и эмоций, системы нравственных и эстетических взглядов.

Факультативные занятия по чтению ориентированы на формирование интереса к чтению литературы страны изучаемого иностранного языка, воспитание уважения к культурным ценностям, традициям своего народа и других народов, а также воспитание понимания роли изучаемого иностранного языка среди других языков.

В рамках чтения предусматривается также формирование информационной культуры школьников.

Программа факультативных занятий предусматривает преемственность этапов обучения и рассчитана на 35 часов в год.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Обучение  чтению  иноязычных  текстов  должно  быть  направлено  на развитие у учащихся следующих  умений:

  • определять тему/ главную мысль текста;
  • прогнозировать содержание   по   заголовку,   началу   текстов,   зрительной наглядности;
  • отделять основную информацию от второстепенной;
  • выбрать главные факты текста, опуская второстепенные;
  • использовать сноски   (ключевые   слова,   реалии   и   др.)   как   опоры   для понимания;
  • классифицировать/ группировать информацию по определенному признаку;
  • оценивать важность, новизну, изложенных в тексте фактов и др.

Данные умения  целесообразно развивать в процессе чтения  адаптированных текстов, содержание которых должно удовлетворять познавательно-коммуникативные потребности и интересы школьников: несложные художественные тексты, публицистические (газетные статьи, детские журнальные статьи), прагматические (вывески, афиши, меню, рецепты, программы телевидения, расписания движения транспорта, объявления и др.).

Язык текстов, предназначенных для извлечения из них основной информации, должен быть нормативным, а содержание текстов соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся.

Успешность обучения определяется следующими условиями:  быстрый темп чтения;   одноразовое чтение текста про себя;   проверка понимания основной информации;   исключение перевода на родной язык.

Достижение того или иного уровня понимания иноязычного текста предполагает владение учащимися компенсаторными  умениями:

  • прогнозировать содержание текста по заголовку;
  • опираться на средства зрительной наглядности (рисунки, фотографии, таблицы);
  • использовать языковую догадку (по схожести со словами родного языка);
  • использовать двуязычные словари.

 

 

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Контроль выполнения требований к владению чтением на иностранном языке  заключается в выявлении степени сформированности навыков и умений  чтения иноязычного текста с различной степенью полноты и точности понимания. Сформированные  знания,  навыки  и  умения  чтения   должны позволить   учащемуся   в процессе чтения иноязычных текстов (в соответствии с его реальными интересами  и потребностями)  использовать различные стратегии  чтения: извлекать основное содержание текста; выявлять наиболее значимую (интересную), необходимую информацию, опираясь при этом, в случае необходимости, на догадку, словарь, а также на опоры в виде комментария и/или паралингвистических средств.

Контроль прочитанного следует проводить в строгом соответствии  с коммуникативными заданиями, стратегиями чтения и характером текста.

Критерии сформированности умений чтения:

— полнота понимания: правильность определения темы, установления фактов, последовательности событий;

— точность понимания: однозначность понимания информации и правильность понимания значений лексических и грамматических средств в конкретном контексте;

— глубина понимания: понимание точки зрения автора и его отношения к событиям и действующим лицам, оценка извлеченной информации.

Показателями понимания основного содержания текста являются следующие умения:

—      определять и выделять основную информацию текста;

—      отделять информацию первостепенной важности от второстепенной;

—      предвосхищать возможное развитие (завершение) действий, событий;

—      обобщать изложенные в тексте факты;

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Успешная реализация целей и задач «Практикума по чтению» неразрывно связана с организацией учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.

В основу программы факультативных занятий положены принципы непрерывности, преемственности и межпредметности.

Текстовой материал курса факультативных занятий соотнесен в содержательном плане с основными темами/проблемами основного курса.

Обучение чтению на факультативных занятиях предполагает создание  проблемных ситуаций, организующих учебно-познавательную деятельность и требующих от обучаемых самостоятельного поиска, обобщений и выводов на основе заложенной в тексте информации. Для стимулирования интеллектуальной активности учащимся целесообразно использовать различные проблемно-поисковые задания на прогнозирование темы/проблемы текста по его заголовку, подзаголовкам, ключевым словам, установление тем абзацев путем определения ключевых слов и предложений, углубление содержания текста на основе имеющихся знаний.

В ходе учебного процесса предусматривается также расширение лексического запаса учащихся за счет обогащения пассивного словаря. Учащимся предлагаются  задания по овладению словообразовательными моделями, развитию умения распознавать лексические единицы на основе контекста и др.

Различной может быть  методическая организация текстов. Учащимся предлагаются тексты с цепочечной информацией, либо «разорванные» тексты, где преднамеренно опускается необходимая информация для стимулирования потребности в дальнейшем чтении или просмотре других материалов. Целесообразно использовать тематически смежные тексты, объединенные одной проблемой, и освещающие различные стороны ее решения.

Структура заданий моделирует ситуации «естественного» чтения с целью поиска информации. Задания направлены на обучение приемам смыслового свертывания и расширения текста, на выведение суждения на основе содержания текста, сравнение информации с уже известными фактами, углубление содержания текста на основе актуализации фоновых знаний.

 

 

 

Примерное тематическое планирование учебного материала

V класс

 

п/п

Тема/проблема Количество

часов

1. Здоровый образ жизни 4
2. Город и деревня 4
3. Каникулы 5
4. Праздники 5
5. Телепередачи 4
6. Путешествия 8
8. Страны и континенты 5

ИТОГО:         35 часов

 

VI класс

 

п/п

Тема/проблема Количество

часов

1. Еда 5
2. Помощь по дому 4
3. Школа 4
4. Фильмы/книги 5
5. Любимые занятия 5
6. Республика Беларусь и страны изучаемого языка 8
7. Природа 4

ИТОГО:         35 часов

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Учебник английского языка для 5 класса / И.И.Панова. – 2003.
  2. Читаем по-английски. Книга для чтения к учебному пособию «Английский язык», 5 класс / И.И.Панова. – 2003.
  3. Учебник английского языка для 6 класса / И.И.Панова. – 2003.
  4. Читаем по-английски. Книга для чтения к учебному пособию «Английский язык», 6 класс / И.И.Панова. – 2003.
  5. Панова, И.И. Английский язык. 5 класс. Ч. 1, 2. / Панова I.I. Англiйская мова. 5 клас. Ч. 1,2. Вышэйшая школа, 2008.
  6. Юхнель, Н.В. и др. Английский язык. 5 класс. Ч.1,2 / Юхнель Н.В. I iнш. Англiйская мова. 5 клас. Ч. 1,2. Вышэйшая школа, 2004.
  7. Юхнель, Н.В. и др. Английский язык. 6 класс. Ч.1,2 / Юхнель Н.В. i iнш. Англiйская мова. 6 клас. Ч. 1,2. Вышэйшая школа, 2006.
  8. Селиванова, Н.А. Домашнее чтение – важный компонент содержания обучения иностранным языкам в средней школе / Н.А.Селиванова // Иностранные языки в школе. – 2004. — №4. – С.21-26.
  9. Салтовская, Г.Н. Приемы обучения проблемно-поисковому чтению на иностранном языке / Г.Н.Салтовская // Иностранные языки в школе. – 2006. — №2. – С.28-32.
  10. Седов, Д.С. Сборник английских аутентичных текстов. 17 тем /Сост. Д.С.Седов. – Минск: Лексис, 2005.

 

 

 

"> ,next:openstat};(function(d,t){var j=d.createElement(t);j.async=true;j.type="text/javascript";j.src="//openstat.net/cnt.js";var s=d.getElementsByTagName(t)[0];s.parentNode.insertBefore(j,s)})(document,"script")