«

»

Распечатать Запись

Программа факультативных занятий по английскому языку «Коммуникативная грамматика» для VII-VIII классов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Авторы:

П. М. Бабинская,

Н. В. Демченко,

Л. М. Лапицкая

 

 

 

 

ПРОГРАММА

факультативных занятий по английскому языку
«КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАММАТИКА»
для VII-VIII классов гимназий
с белорусским и русским языками обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2010

Пояснительная записка

 Актуальность факультативных занятий «Коммуникативная грамматика» обусловлена необходимостью совершенствовать подготовку учащихся гимназий к межкультурной коммуникации. Обучение коммуникативной грамматике иностранного языка способствует формированию коммуникативной компетенции.  Грамматика создает прочную структурную базу, на основе которой формируется данная компетенция. Коммуникативное обучение грамматике означает, что любое изучаемое учащимися грамматическое явление выполняет в процессе общения определенную речевую функцию. Оно ориентировано на передачу коммуникативных намерений участников общения с помощью грамматических средств.  Изучение грамматического материала  на факультативных занятиях не является  самоцелью, а средством для оформления иноязычной речи и для обеспечения  понимания  информации  в процессе ее восприятия зрительно и на слух. Правильное грамматическое оформление речи во многом определяет успешность межкультурного общения и достижение взаимопонимания между коммуникантами.

Основной целью обучения коммуникативной грамматике на факультативных занятиях является развитие у учащихся способности гибко и эффективно употреблять грамматические явления в речевом общении в разнообразных социально детерминированных ситуациях. В коммуникативной грамматике овладение значением и употреблением грамматических явлений происходит в соответствии со сферой общения и коммуникативной ситуацией, типами речевых актов и синтаксическим контекстом. Учащиеся должны быть в состоянии грамматически правильно оформлять свои устно-речевые высказывания в рамках предметно-тематического содержания, определенного в учебной программе по иностранным языкам, концентрируя при этом основное внимание на его содержании; распознавать грамматические явления при  восприятии и понимании речи как зрительно, так и на слух,  направляя свое внимание на извлечение содержательной информации. В результате усвоения грамматической формы в единстве с функцией грамматическая структура маркируется в сознании учащегося речевыми / коммуникативными задачами,  и тем самым обеспечивается формирование речевых грамматических автоматизмов и синтаксической речевой стереотипии. В процессе изучения «Коммуникативной грамматики» создаются благоприятные условия для  расширения лингвистического кругозора учащихся, повышения их  филологической культуры, развития и совершенствования общих и специальных учебных умений, речевых, когнитивных и творческих способностей, необходимых для формирования коммуникативной компетенции. В процессе обучения у учащихся формируется способность  к совместному решению языковых и речевых задач, к преодолению трудностей, связанных с обучением грамматическому материалу.

В задачи факультативных занятий  входит  расширение и углубление у  учащихся  грамматических  знаний, навыков и умений, владение которыми  позволит им успешно осуществлять иноязычное речевое общение в зависимости от задач  и ситуаций общения.

Содержание обучения

( 35 часов)

Содержание факультативных занятий «Коммуникативная грамматика»  определяется в соответствии с требованиями государственного стандарта общего среднего образования и учебной программы по  иностранным языкам для данного этапа обучения. В процессе обучения учащиеся должны овладеть значением, формой и функцией грамматических явлений в их единстве, уметь использовать их для решения речевых задач в различных ситуациях устного и письменного общения. Содержание обучения коммуникативной грамматике представлено на факультативных занятиях грамматическими средствами и  коммуникативными задачами, для выражения которых они используются.   Коммуникативные задачи конкретизированы через функции грамматических явлений, например, запрос информации, подтверждение или отрицание, выражение просьбы, совета, рассказ, описание и т.д. Грамматический материал организован в программе в соответствии  с потребностями участников речевого общения, выраженными их коммуникативными намерениями в определенных ситуациях.

Организация образовательного процесса

Реализации образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения должны способствовать

  • адекватные приемы, способы, средства и технологии обучения, создающие условия обучения, близкие к реальному общению, и тем самым обеспечивающие условия для активизации грамматических явлений;
  • комфортная, творческая атмосфера, стимулирующая употребление грамматических явлений в речи учащегося; ситуации общения, позволяющие максимально приблизить обучение  грамматическому материалу к условиям реального речевого общения;
  • дифференциация и индивидуализация учебного процесса;
  • различные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, стимулирующие активность учащихся, их самостоятельность и творчество;
  • перенос знаний, навыков и умений в новый контекст.

         К таким приемам и способам можно отнести коммуникативные грамматически ориентированные игры, ролевые игры, моделирование ситуаций, проблемные задачи, разыгрывание этюдов и др.

         В целях организации тренировки и применения грамматического  материала на основе коммуникативного подхода должны использоваться условно-речевые и речевые упражнения, которые позволят учащимся сосредоточить свое внимание не столько на форме высказывания, сколько на его содержании, обеспечат варьирование ситуаций общения в рамках условной коммуникации, а в итоге будут развивать у учащихся способности и желание использовать грамматические структуры в целях эффективного общения.

 К контролирующим упражнениям относятся задания тестового характера. Это  задания на выбор правильного грамматического средства для решения коммуникативной задачи; соотнесение грамматического средства и выражаемой им функции; комбинирование грамматических явлений, завершение высказываний,  заполнение пропусков и др.

К основным технологиям факультативного курса относятся: технология проектов (проекты могут иметь также «лингвистическую» направленность); аудиотехнологии, видеотехнологии, компьютерные технологии.

Применение вышеуказанных приемов и технологий позволяет максимально приблизить обучение к условиям реального общения, что дает возможность обеспечить автоматизм, гибкость формируемых грамматических  навыков и их способность к переносу. Этой же цели служит использование различных видов взаимодействия учащихся: работа в парах, малых группах, командах.

Следует также  использовать грамматические справочники, компьютерные программы, различные функциональные схемы,  логико-синтаксические схемы, грамматические таблицы, рисунки, фотографии и др., которые в совокупности смогут обеспечить  эффективную образовательную  среду.

Ожидаемые результаты

К концу факультативных занятий «Коммуникативная грамматика» учащиеся должны овладеть грамматическими явлениями для решения коммуникативных задач в пределах сфер и предметно-тематического содержания, определяемых учебной программой. Учащиеся должны:

  • усвоить правила выбора грамматического явления для решения коммуникативной задачи; знать контекст употребления грамматических явлений, ситуативные указатели, словесные сигналы, необходимые для правильного выбора, образования и употребления грамматических явлений; различные грамматические средства для выражения одного и того же содержания;
  • овладеть навыками: а) выбора грамматических явлений, адекватных речевой задаче; б) комбинирования грамматического явления с другими грамматическими явлениями как  на уровне одного предложения, так и  на уровне текста (микро — и  макротекста); в) грамматически правильного оформления  иноязычной речи в различных ситуациях устного и письменного общения в соответствии с коммуникативными задачами говорящего и пишущего; г) оформления грамматического явления в соответствии с грамматическими нормами (правилами).

Полученные учащимися грамматические знания, сформированные грамматические речевые навыки и приобретенный опыт общения позволят учащимся порождать устные и письменные высказывания с различной коммуникативной целью,  а также понимать тексты  в процессе  чтения и  восприятия их на слух. Речевые высказывания учащихся должны отличаться  правильностью, разнообразием грамматических средств и их адекватностью коммуникативной ситуации.

 

Примерное тематическое планирование грамматического материала

7 класс (35 часов)

 

Предметно-тематическое содержание

Коммуникативные задачи

Грамматические средства решения
коммуникативных задач

Количество часов

К концу года ученик должен уметь:    
Внешность и характер

 

 

·                    Описать внешность  человека  и  его характер

·         Высказать и аргументировать свое мнение по поводу  характера человека

·         Высказать комплимент по поводу внешности

·         Обсудить характер героя фильма / книги

 

·     Степени сравнения прилагательных (good, bad, old, little, many, much);

·     сравнительные предложения с союзом than;

·     усиление степеней сравнения прилагательных  a lot, far, much(longer), slightly, a bit, a little(faster);

·     прилагательные с суффиксами —ful, ous, y, -al, -less, -ly для описания внешности и характера;

·     сложноподчиненные предложения с придаточными дополнительными для выражения мнения (I think…, I believe…, Im sure);

·     сложноподчиненные предложения с придаточными причины (because)

5
Покупки ·         Рассказать и расспросить о различных магазинах в Республике Беларусь и стране изучаемого языка

·         Запросить и получить информацию при покупке предметов одежды / продуктов питания в магазине / супермаркете

·         Сравнить различные магазины в Республике Беларусь и стране изучаемого языка

 

·         Исчисляемые и неисчисляемые существительные для обозначения товаров и их количества (например, a box of chocolates, a bar of soap, a loaf of bread, a carton of milk);

·         артикль с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными;

·         существительные, употребляемые только во множественном числе (tights, pyjamas);

·         количественные числительные, обозначающие цену, вес, размер;

·      сравнительные предложения с союзом than;

·     усиление степеней сравнения прилагательных  a lot, far, much(longer), slightly, a bit, a little(faster);

·     наречия too+прилагательное; прилагательное+enough

5
 

Друзья

 

·         Рассказать историю знакомства с другом

·         Описать внешность, характер и любимые занятия друга

·         Рассказать о настоящем друге, аргументируя свою точку зрения

·      Past Simple для рассказа о прошлых действиях, их последовательности;

·      irregular verbs;

·      used to для выражение привычных действий в прошлом;

·      модальные глаголы can/could, be able to для выражения способности выполнения действий;

·      герундий в выражениях о любимых занятиях, увлечениях (like, enjoy, hate, be fond of, be keen on, be interested in, be good/bad/hopeless/…);

·      герундий в функции подлежащего и дополнения

5
Жизнь в городе и деревне

 

·         Рассказать и расспросить о преимуществах/ недостатках жизни в городе/ деревне

·         Провести экскурсию по городу / деревне

·         Существительные, употребляемые только во множественном числе (outskirts, cattle,police, surroundings);

·         артикль с географическими названиями (озера, реки, города, деревни, улицы, площади, парки, мосты, достопримечательности);

·         субстантивированные числительные для выражения большого количества (tens of schools, hundreds of shops);

·         расспрос и выражение предпочтения с помощью prefer (Do you prefer), Id rather(Would you rather),Id like(Would you like)

·         использование Present Simple и Present Continuous для проведения экскурсии по городу/деревне (расписание, план, маршрут);

·         предлоги места, времени и направления движения (to, along, past, opposite, in front of, behind, between, next to, in, at, on, by, before, after);

·         использование Present Simple Passive и Past Simple Passive для рассказа о родном городе/ деревне и их истории

5
 

Урок иностранного языка

 

 

 

·         Рассказать об уроке иностранного языка

·         Выразить свое отношение к иностранному языку

·         Доказать важность изучения иностранного языка

·         Существительные, употребляемые только в единственном числе (advice, knowledge, information, news);

·         модальные глаголы must для выражения долженствования; mustnt для выражения запрета; should для выражения рекомендации/совета; have to для выражения вынужденной необходимости;

·         краткие структуры согласия/несогласия(So do I / Neither do I; So can I / Neither can I);

·         доказательство важности изучения иностранного языка с помощью It’s important/ necessary/ significant to…

It’s important that smb should do smth.

It’s of great importancе

5
Cпорт ·         Рассказать о популярных видах спорта в своей стране

·         Сравнить популярные виды спорта в Республике Беларусь и стране изучаемого языка

·         Рассказать и расспросить об индивидуальных занятиях спортом

·         Выразить свое отношение к спорту и аргументировать его

·         Дать советы по поддержанию физической формы

·         Рассказать об истории Олимпийских игр

·         Существительные в единственном числе, имеющие форму множественного числа (gymnastics, athletics);

·         наличие/отсутствие артикля с названиями видов спорта и спортивных соревнований (I play football, The World Cup);

·         рассказ о продолжительности занятий спортом с использованием Present Perfect Continuous в предложениях с предлогами since/for. Использование Present Simple/Present Continuous для рассказа о постоянных/временных индивидуальных занятиях спортом;

·         использование неопределенных местоимений either, neither, none для выражения своего отношения к спорту;

·         использование Past Simple Passive для рассказа об истории Олимпийских игр и видов спорта

5
Путешествие по разным странам ·         Запросить и дать информацию об основных достопримечательностях Республики Беларусь и страны изучаемого языка

·         Рассказать и расспросить о достопримечательностях столиц Республики Беларусь и страны изучаемого языка

·         Рассказать о реальном / воображаемом путешествии по странам / городам

·         Употребление определенного артикля с названиями стран, континентов, частей света, морей, океанов, гор, островов, национальностей;

·         сложноподчиненные предложения с придаточными условиями  времени с союзами if, in case, when, till, until, before, after  для рассказа о реальном путешествии;

·         использование структур типа  I would goif I had для рассказа о воображаемом путешествии

5


8 класс (35 часов)

Предметно-тематическое содержание

Коммуникативные задачи

Грамматические средства решения
коммуникативных задач

Количество часов

К концу года ученик должен уметь:    
Национальная кухня ·         Рассказать и расспросить о национальной кухне Республики Беларусь и страны изучаемого языка

·         Сравнить традиционный завтрак, обед и ужин в Республике Беларусь и стране изучаемого языка

·         Рассказать о всемирно известных блюдах

·         Сравнить домашнее питание и фаст-фуд

·     Множественное число существительных

loaf-loaves, knife-knives

·     Сопоставление Present Perfect и  Present Perfect Continuous

·     Возвратные местоимения

·     Артикль с названиями блюд и приемами пищи

5
Деньги ·         Рассказать и расспросить об отношении к карманным деньгам

·         Рассказать о своих расходах и аргументировать их

·         Высказать мнение по поводу неоправданных расходов

·     Артикль с субстантивированными прилагательными ( the rich, the poor, the young, the old)

·     Модальные глаголы can/could, should/ ought to, need/ needn’t

·     Использование Present Simple для рассказа о своих расходах

5
Школьные традиции ·         Рассказать и расспросить о школьных традициях

·         Порекомендовать клуб, кружок, спортивную секцию в школе

·         Сравнить  традиции  своей школы и школы зарубежного сверстника

·                       Герундий после глаголов like, fond of, keen on, good/bad at, can’t stand, don’t mind, start

·                       Инфинитив с /без частицы to 

·                       Модальные глаголы ought to( совет), need/ needn’t

5
Литература ·         Рассказать и расспросить о предпочтениях в литературе

·         Рассказать о любимом белорусском и зарубежном писателе

·         Пересказать содержание книги и  выразить свое отношение к ней

·         Обосновать важность  чтения в жизни человека

·                   Использование герундия для рассказа о предпочтениях в литературе

·                   Использование Past Simple , Past Continuous, Past Simple Passive и слов-связок (un) fortunately, however, because, so, etc. для пересказа содержания

·                   Использование явления согласования времен при пересказе содержания книги, в том числе Past Perfect и Future-in–the Past

5
Кино ·         Рассказать и расспросить о фильмах разных жанров и своих предпочтениях

·         Рассказать о любимом белорусском и зарубежном актере

·         Пересказать / изложить содержание фильма и дать  ему оценку 

·         Рассказать об интересных фактах из истории кинематографа

·                   Использование герундия для рассказа о предпочтениях в кино

·                   Использование Past Simple , Past Continuous, Past Simple Passive и слов-связок (un) fortunately, however, because, so, etc. для пересказа содержания

·                   Использование явления согласования времен при пересказе содержания фильма, в том числе Past Perfect и Future-in-the Past

·                   Сложноподчиненные предложения с придаточными дополнительными

5
Музыка ·         Рассказать и расспросить о предпочтениях в музыке

·         Запросить и получить информацию о концерте / музыкальном спектакле

·         Высказать свое мнение по поводу концерта / оперы / музыкального спектакля

·         Поддержать или опровергнуть мнение собеседника по поводу концерта/ оперы / музыкального спектакля

·         Сравнить различные музыкальные стили

·                     Использование герундия и предлогов с прилагательными для рассказа и расспроса о предпочтениях в музыке

·                     Артикли с названиями музыкальных инструментов

·                     Использование прилагательных и степеней сравнения прилагательных и наречий при выражении мнения по поводу концерта/ оперы/ музыкального спектакля и при сравнении различных музыкальных стилей

·                     Использование кратких предложений согласия/ несогласия с мнением собеседника: So do I/ Neither do I

 

5
Обычаи и традиции Республики Беларусь и стран изучаемого языка ·         Рассказать и расспросить о памятных датах и традициях  Республики Беларусь и стран изучаемого языка

·         Описать народный праздник

·         Сравнить обычаи и традиции стран изучаемого языка

 

·                     Использование существительных с суффиксами

ion, —tion, —ssion и прилагательных с суффиксами ent, —ant при описании обычаев и традиций;

·                     Использование Past Simple Passive при рассказе об истории праздника, обычая, традиции

·                     Использование Present Simple при сравнении обычаев и традиций разных стран

·                     Разделительные и альтернативные вопросы для обсуждения традиций Республики Беларусь и стран изучаемого языка

5

 

Рекомендуемая литература

  1. Баранова, Н.П. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / Н.П. Баранова, П.К. Бабинская, Н.В. Демченко // Замежныя мовы ý Рэспублiцы Беларусь, 2009. – № 3. – С. 3-12.
  2. Будько, А.Ф. Как обучать грамматике немецкого языка в школе? // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2002. — №2. — с.31 — 36.
  3. Пассов, Е.И., Гладышева, Н.Н. Грамматика? Нет проблем. English Grammar? No Problem. : Учеб. пособ. – М.: «Ин.язык», 2000. – 248 с., ил. – (сер. “Another Way in English”)
  4. Образовательный стандарт. Общее среднее образование. Иностранный язык. III-XI классы // Замежныя мовы ý Рэспублiцы Беларусь, 2009. – № 3. – С. 13-27.
  5. Панова, И.И., Вейзе, А.А. Английский язык. 7 класс. Минск: Выш. школа, 2004
  6. Панова, І. І., Вейзэ А.А. Англійская мова. 7 клас. Мінск: Выш. школа, 2004
  7. Панова, И.И. и др. Английский язык в 7 классе. Книга для учителя. Минск: Аверсэв, 2005-2007.
  8. Панова, И.И. и др. Английский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь. Минск: Аверсэв, 2008,2009.
  9. Панова, И.И., Вейзе, А.А Английский язык. 8 класс. Минск: Выш. школа, 2005
  10. Панова, І. І., Вейзэ, А.А. Англійская мова. 8 клас. Мінск: Выш. школа, 2005
  11. Панова, И.И. и др. Английский язык в 8 классе. Книга для учителя. Минск: Выш. школа, 2007.
  12. Панова И.И. и др. Английский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. Минск: Аверсэв, 2008,2009.
  13. Юхнель Н.В. и др. Английский язык. 7 класс. Ч. 1,2. Минск: Выш. школа.2006
  14. Юхнель Н.В. і інш. Англійская мова. 7 клас. Ч. 1,2. Мінск: Выш. школа, 2006
  15. Юхнель Н.В. и др. Английский язык в 7 классе. Книга для учителя. Минск: Выш. школа,2007
  16. Юхнель Н.В. и др. Английский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь. Минск: Аверсэв,2009
  17. Юхнель Н.В. и др. Английский язык. 8 класс. Минск: Аверсэв,2009
  18. Юхнель Н.В. и др. Английский язык в 8 классе. Книга для учителя. Минск: Аверсэв,2010
  19. Юхнель Н.В. и др. Английский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. Минск: Аверсэв,2010
  20. Evans, V. Round-up 4/ V. Evans. – Pearson Education Limited, 2002. – 165 p
  21. Murphy, R. Essential Grammar in Use/ R. Murphy. – Cambridge University Press, 1992. – 259 p.
"> ,next:openstat};(function(d,t){var j=d.createElement(t);j.async=true;j.type="text/javascript";j.src="//openstat.net/cnt.js";var s=d.getElementsByTagName(t)[0];s.parentNode.insertBefore(j,s)})(document,"script")