УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного учреждения образования
«Средняя школа № 2 г. Сморгони»
И.В. Савицкая
.09.2017
ПЛАН РАБОТЫ
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ
МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ, ИНФОРМАТИКИ
НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Руководитель методического объединения:
Пумпур Татьяна Юльяновна
Заседание 1
Место проведения: ГУО «Средняя школа №2 г.Сморгони».
Время проведения: сентябрь 2017 года.
Форма проведения: методический диалог.
Тема: развитие информационных, учебно-познавательных компетенций учащихся при изучении физики, математики, информатики.
Цель: создание условий эффективного обмена опытом педагогов по использованию профессиональных знаний и навыков для развития информационных, учебно-познавательных компетенций учащихся при изучении физики, математики, информатики.
Задачи:
- определить роль и место профессионально-педагогической компетентности учителя физики, математики и информатики как основы для творческого и интеллектуального развития учащихся;
- совершенствовать педагогическое мастерство учителя по формированию учебных компетенций на уроках физики, математики и информатики.
Предварительная работа
- Изучение педагогами рекомендованной литературы.
- Подготовка памятки учащимся по формированию и развитию учебно-познавательных компетенций.
- Организационно-методический блок.
1.1 Регистрация участников.
1.2 Ознакомление с планом проведения заседания методического объединения.
Пумпур Татьяна Юльяновна
- Научно-методический блок
2.1 Введение в 2017/2018 учебном году новых учебных программ, построенных на основе компетентностного подхода.
Гриб Людмила Витольдовна
- Учебно-методический блок
- Роль учителя и его профессиональная компетентность в обеспечении эффективности образовательного процесса.
Демидова Ирина Казимировна
- Практический блок
4.1 Организация работы по самообразованию.
Члены методического объединения
4.2 Формирование общеучебных компетенций на уроках физики, математики и информатики (из опыта работы).
Пумпур Т. Ю., Ярошук И. С.
4.3 Подведение итогов. Рефлексия.
Информационные источники:
- Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, 2017 г.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования»:
особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Астрономия»;
особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физика»;
особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Математика»;
особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Черчение»;
особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Информатика »;
- Учебные программы по учебным предметам:
«Математика», «Информатика», «Физика», «Астрономия»,- Минск: Национальный институт образования, 2017. - Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения РБ от 27.12.2012 №206.
- Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) в учреждениях образования Республики Беларусь, утверждённые постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 №26.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы по профилактике детского травматизма во время образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году».
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году».
- Правила проведения аттестации учащихся в процессе освоения содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждённые Министерством образования РБ от 20.06.2011 №283.
- Сайт Министерства образования (www.minedu.unibel.by) и Национального института образования (WWW.adu.by).
- Галеева, Н.Л. Сам себе учитель: курс практических занятий по формированию успешности ученика./ Н.Л. Галеева. — Серия «Методическая библиотека». М.: «5 за знания», 2006. – 96 с.
- Галеева, Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках / Н.Л. Галеева. — М.: «5 за знания», 2006. – 144 с.
- Пунчик, В.Н. Креативные уроки./ В.Н. Пунчик.- Мн., 2007.
- Воровщиков, С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования / С.Г. Воровщиков // Завуч.- 2007.- № 6.
- Сайт Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» www.academy.edu.by.
Заседание 2
Место проведения: ГУО «Средняя школа №2 г.Сморгони»
Время проведения: декабрь 2017 года
Форма проведения: круглый стол
Тема: организация внеклассной работы и факультативных занятий, подготовка учащихся к олимпиадам.
Цель: рассмотрение возможности повышения мотивации учащихся к изучению предметов математика, физика, информатика посредством вовлечения их во внеклассную работу и факультативные занятия по предмету.
Задачи:
- актуализировать и углубить знания педагогов об учебно-методическом обеспечении и особенностям проведения факультативных занятий по учебным предметам;
- изучить возможности реализации профориентационной работы на уроках и факультативных занятиях;
- обсудить опыт работы по развитию информационных, исследовательских, коммуникативных умений учащихся при проведении внеклассных мероприятий.
Предварительная работа
- Изучение педагогами рекомендованной литературы.
- Подготовка проекта рекомендаций.
- Организационно-методический блок
1.1 Регистрация участников.
1.2 Ознакомление с планом проведения заседания методического объединения.
Пумпур Татьяна Юльяновна
- Научно-методический блок
2.1 Внеклассная работа по предмету как фактор повышения учебной мотивации учащихся и качества знаний по предмету.
Ярошук Иван Станиславович
Учебно-методический блок
- Формы, методы и приемы при подготовке учащихся к предметной олимпиаде.
Гриб Людмила Витольдовна
- Практический блок
4.1 Особенности проектирования факультативных занятий. Организация эффективной подготовки к предметным олимпиадам: из опыта работы.
Демидова Ирина Казимировна
- Посещение факультативного занятия по математике с последующим его анализом с точки зрения повышения мотивации учащихся к изучаемому предмету.
Пумпур Татьяна Юльяновна
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Принятие рекомендаций.
Информационные источники:
- Е.А.Барабанов, И.И.Воронович, С.А.Мазаник, В.А.Коскевич «Задачи районного тура минской городской математической олимпиады школьников».2002 г.
- Н.Б.Васильев, А.А.Егоров «Задачи всесоюзных математических олимпиад».
- Д.Полиа, Сеге «Задачи и теоремы анализа».
- Д.Ф.Базылев «Диофантовы уравнения».
- И.Н.Сергеев «Международные математические олимпиады».
- Ш.Х.Михелович «Теория чисел».
- Виленкин, Шварцбурд «Алгебра и начала анализа 11 класс».
- Д.О.Шклярский. Н.Н.Ченцов, И.М. Яглом «Избранные задачи и теоремы элементарной математики».
- Д.О.Шклярский. Н.Н.Ченцов, И.М. Яглом «Геометрические оценки и задачи из комбинаторной геометрии».
- Д.О.Шклярский. Н.Н.Ченцов, И.М. Яглом «Геометрические неравенства и задачи на максимум и минимум».
- В.А.Садовничий, А.Л.Григорян, С.В.Конягин «Задачи студенческих математических олимпиад».
- И.М.Яглом, В.Г.Болтянский «Выпуклые фигуры».
- С.М.Кокстер. С.Л.Грейтцер «Новые встречи с геометрией».
- Г.Н. Яковлев, Л.П.Купцов, С.В.Резниченко, П.Б Гусятников «Всероссийские математические олимпиады школьников».
- Г.А.Гальперин, А.К Толпыго «Московские математические олимпиады».
- Е.А.Барабанов, И.И. Воронович, В.И.Каскевич,С.А.Мазаник: Задачи заключительного тура минской городской математической олимпиады школьников. Минск 2006 г.
Заседание 3
Место проведения: ГУО «Средняя школа №2 г.Сморгони»
Время проведения: март 2018 года
Форма проведения: семинар-практикум
Тема: урок как основная форма организации обучения в современной школе.
Цель: создание условий для формирования у педагогов знаний об организации учебного занятия на основе применения активных форм и методов учебно-познавательной деятельности.
Задачи:
- актуализировать и углубить знания педагогов об учебно-методическом обеспечении и особенностям проведения современного урока;
- изучить возможности создания условий для включения каждого учащегося в учебно-познавательную деятельность на учебных занятиях.
Предварительная работа
- Изучение педагогами рекомендованной литературы.
- Подготовка проекта рекомендаций.
- Организационно-методический блок
1.1 Регистрация участников.
1.2 Ознакомление с планом проведения заседания методического объединения.
Пумпур Татьяна Юльяновна
- Научно-методический блок
2.1 Современные подходы к конструированию урока: дискретный, системно-структурный, коммуникативный, демонстрационный, задачный, игровой и др.
Демидова Ирина Казимировна
2.2 Планирование урока с позиции качества образования по информатике. Активные формы и методы обучения учащихся.
Пумпур Татьяна Юльяновна
- Учебно-методический блок
3.1 Роль рефлексии в образовательном процессе. Формирование умения самостоятельной познавательной деятельности по овладению предметными знаниями.
Ярошук Иван Станиславович
- Практический блок
4.1 Совершенствование общеучебных и предметных умений и навыков, опыт изучения трудных тем (из практики работы)
Гриб Людмила Витольдовна
4.2 Посещение занятия по черчению с последующим его анализом с позиции использования активных форм и методов обучения.
Демидова Ирина Казимировна
4.3 Подведение итогов. Рефлексия.
4.4 Принятие рекомендаций.
Информационные источники:
- Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии / Н.И. Запрудский. — Минск : Сэр-Вит, 2004. — 288 с.
- Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии. — 2-е изд. / Н.И. Запрудский. – Минск : Сэр-Вит, 2010.
- Конаржевский, Ю.А. Анализ урока. / Ю.А. Конаржевский. — М. : Центр “Педагогический поиск”, 2000.
- Левитес, Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит / Д.Г. Левитес. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001.
- Левитес, Д.П. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.П. Левитес. — М.: Ин-т практич. психологии: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
- Поташник, М.М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология): метод. пособие / М.М. Поташник, М.В. Левит. — М.: Пед. об-во России, 2003.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов /А.В.Хуторской. – СПб:Питер, 2001. – 544с. (Серия «Учебник нового века»).
- Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе /Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001-384с.
- Завельский, Ю.В. Как подготовить современный урок //Завуч.- 2000. — №4.
Заседание 4
Место проведения: ГУО «Средняя школа №2 г.Сморгони»
Время проведения: май 2018 года
Форма проведения: методический диалог
Тема: эффективность работы учителей математики, физики, информатики по обеспечению качественного образования
Цель: создание методического и информационного пространства, позволяющего каждому участнику образовательного процесса совершенствовать уровень профессиональной компетентности и личностного потенциала
Задачи:
- Способствовать развитию профессионального педагогического творчества.
- Провести презентацию передового педагогического опыта.
Предварительная работа
- Изучение педагогами рекомендованной литературы.
- Подготовка проекта рекомендаций.
- Организационно-методический блок:
- Регистрация участников.
- Ознакомление с планом проведения заседания методического объединения.
Пумпур Татьяна Юльяновна
- Учебно-методический блок
- Подготовка к экзаменам по учебному предмету «Математика» учащихся ІІ и ІІІ ступеней общего среднего образования.
Гриб Людмила Витольдовна
- Практический блок
- Творческий отчет преподавателей по реализации методических тем.
Члены методического объединения
- Выявление затруднений и потребностей педагогов (анкетирование).
Пумпур Татьяна Юльяновна
- Подведение итогов работы за год: результат, проблемы, возможные пути их решения, задачи на новый учебный год.
Пумпур Татьяна Юльяновна
3.4 Подведение итогов. Рефлексия.
3.5 Принятие рекомендаций.
Информационные источники:
- Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М., 1986.
- Гребенкина, Л. К., Анциперова, Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. — М., 2000. — С. 82-87.
- Евусяк, О. Учитель должен быть исследователем // Нар. образование. — 1997. — № 10.
- Елканов, С. В. Профессиональное самовоспитание учителя : кн. для учителя. — М., 1986. —143 с.
- Загвязинский, В. И. Учитель как исследователь. — М., 1980.
- Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — М., 1994.
- Школа развития и самосовершенствования : практический материал из опыта работы для руководителей школ, классных руководителей, воспитателей. — К., 1997. —48 с.
- Даутова, О. Б., Христофоров, С. В. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития // Инновации и образование : сборник материалов конференции. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — Серия «Symposium», вып. 29. — С. 309-317.
- Коджаспирова, Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. — М. : Альфа, 1993. — 117 с.