«

»

Распечатать Запись

Психологические рекомендации для педагогов по развитию познавательных процессов

Психологические рекомендации для педагогов по развитию познавательных процессов

 Необходимо при проведении занятия учитывать:

  1. зависимость запоминания информации от расположения на доске
  2. причины, влияющие на продуктивность памяти:

Объективные:

  • характер материала (осмысленность, связность, понятийность, наглядность);
  • количество материала;
  • обстановка;

Субъективные:

  • тип запоминания (зрительный, слуховой, двигательный, словесно-логический, эмоциональный);
  • предшествующий опыт;
  • установка;
  • интерес;
  • состояние организма;
  1. предлагать на уроке и при подготовке материала дома использовать такие мнемические приёмы как:
  • группировка;
  • выделение опорных пунктов;
  • план;
  • классификация;
  • структурирование;
  • схематизация;
  • аналогия;
  • перекодирование;
  • достраивание запоминаемого материала;
  • серийная организация материала;
  • ассоциации;
  • повторение

Внимание

Факторы привлечения внимания:

 

  1. Структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию);
  2. Организация занятия:
  • четкое начало и окончание;
  • наличие необходимых условий для работы:

   а) исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи);

  б) подготовка рабочего места до звонка на урок (отсутствие на парте посторонних, отвлекающих предметов);

  в) наличие словесного напоминания о целях деятельности;

 г) привлечение внимания студентов такими формулировками как: «Обратите внимание!»; «Внимание, повторяю фразу только один раз!»;

  д) необходимо обратить внимание студентов на выделение в тексте лекции ключевых понятий и фраз цветом;

  1. Темп ведения занятия (при чрезмерно быстром темпе могут появиться ошибки, при медленном – работа не захватывает студента);
  2. Последовательность и систематичность требований педагога;
  3. Смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, т.к. постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;
  4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей:

    Подростковый возраст – возраст парадоксов внимания. С одной стороны, подросток может длительно сосредотачиваться на интересном для него материале и достаточно продолжительное время сохранять высокую работоспособность. С другой стороны, в силу физиологических особенностей, кривая утомляемости резко возрастает в 13 – 14 лет и в 16 лет, что делает подростка легко отвлекаемым и рассеянным.

Мышление

Необходимо на занятиях развитие следующих умений:

  1. выделять существенные свойства предметов и абстрагировать (отвлечься) их от несущественных;
  2. находить главные связи и отношения вещей и явлений окружающего мира;
  3. развивать умения устанавливать логические ассоциации;
  4. доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения;
  5. излагать свои мысли определенно, непротиворечиво и обоснованно;
  6. осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую;
  7. предвидеть развитие явлений.

Развитие выше перечисленных умений возможно через реализацию таких форм работы как:

  1. составление опорных схем, таблиц по материалам лекции;
  2. тезисное конспектирование материалов учебника (возможно вначале по вопросам, предложенным учителем, затем по пунктам плана);
  3. поиск опоры изучаемого материала в предшествующем опыте студента;
  4. подкрепление материалов лекции примерами из жизни и практики студента;
  5. ведение дискуссий, научных споров на занятиях по изученному материалу с опорой на четкую аргументацию ответов.

 

"> ,next:openstat};(function(d,t){var j=d.createElement(t);j.async=true;j.type="text/javascript";j.src="//openstat.net/cnt.js";var s=d.getElementsByTagName(t)[0];s.parentNode.insertBefore(j,s)})(document,"script")