Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса артикуляционных органов. Для чёткой артикуляции нужны подвижные и упругие органы речи: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. В работе артикуляционного аппарата участвуют следующие группы мышц: жевательные, глотательные, мимические. Принимают участие и органы дыхания: гортань, трахея, лёгкие, межрёберные мышцы. Таким образом, артикуляционная гимнастика – выполнение упражнений многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, грудной клетки.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Составляющие успеха при выполнении артикуляционных упражнений: предлагаемые артикуляционные упражнения повторять дома (только так ребёнок усвоит движения органов речи, необходимые для артикуляции определенных звуков); артикуляционные движения должны быть точными. Неточность артикуляции приведет к нечеткому, «смазанному» звучанию. Для того, чтобы дома помогать ребёнку отрабатывать необходимые движения, необходимо точно представлять себе, как эти движения должны выполняться;
— выполнять артикуляционные упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
— каждое артикуляционное упражнение выполнять от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличение темпа движений;
— желательно выполнение артикуляционных моментов под счёт, музыку и хлопки.
На этапе автоматизации звука необходимо выполнение следующих заданий:проговаривание речевого материала, заданного для тренировки (слоги, слова, фразы, скороговорки и т. д.); заучивание наизусть стихотворений, подготовка пересказов текстов.
При выполнении всех заданий постоянно следите за «чистотой» отрабатываемого звука, при необходимости поправляйте ребенка.
На этапе введения звука в самостоятельную речь необходимо как можно чаще разговаривать с ребёнком, использовать для бесед любую возможность: совместные прогулки, «походы» в магазин, часы досуга по вечерам и в выходные дни.
Постоянно контролировать правильность произнесения «нового» звука.
Учитель-дефектолог Л.И.Терешко