«

»

Распечатать Запись

Программа деятельности по формированию модели активной оценки образовательных результатов учащихся

Внедрение модели активной оценки образовательных результатов
учащихся как средство их когнитивного развития

2.1. Условия и механизмы  эффективности внедрения инновации

Опыт государственного учреждения образования «Средняя школа № 2        г. Сморгони» показал, что эффективность внедрения в практику модели активной оценки образовательных результатов учащихся как средства их когнитивного развития  может быть обеспечена, если     образовательная система учреждения  строится на следующих принципах:

                — согласованность функционирования всех подсистем школы;

                 — гуманизация отношений между участниками образовательного процесса (администрацией, педагогами, учениками и их родителями);

                — творческое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса;

                — открытость переменам, работа на  опережение.

Управление инновационными процессами основывалось на принципах сотрудничества, индивидуального подхода, личностного стимулирования, коллективного принятия решений.

Вопросы внедрения метода активной оценки в образовательную деятельность педагогов школы рассматривались на заседании педагогического и методического советов школы с принятием управленческих решений, об эффективности которых   свидетельствует тот факт, что   все педагоги-инноваторы  активно включились в  работу по реализации проекта.

  Механизмом управления инновацией, оценки эффективности и развития проектной деятельности являлись формы совместной самоорганизующейся деятельности.

Для комплексной реализации инновационного проекта функционал  был распределён между группами стратегического развития,  методического и диагностического сопровождения.

Непосредственное руководство инновацией осуществляла группа стратегического развития. В состав группы вошли Савостенок П.Н., консультант проекта,   Апанасович А. Э., директор школы, руководитель проекта,  Ануфриева А.В., заместитель директора по учебной работе. Цель группы заключалась в  определении принципов управленческой деятельности и объектов управления, создании коллективного субъекта управления, выработке концептуально — технологических подходов, условий, критериев и показателей качества инновационной деятельности.

В группу методического сопровождения входили педагоги – инноваторы. Группой были обозначены условия проявления учебной инициативы школьника, определены эффективные формы учебного взаимодействия.

Для обеспечения аналитического состояния инновационного пространства в его динамике, выявления проблематики развития этого направления работала группа диагностического сопровождения, в состав которой вошли педагоги — инноваторы, педагог-психолог.

       Организация управления инновационным проектом осуществлялась на основе  компетентностного,  программно — целевого  подходов.

Разработана комплексно-целевая программа по реализации проекта «Внедрение модели  активной оценки как средства когнитивного развития учащихся» на 2013-2016  годы, организовано психологическое сопровождение инновационной деятельности,   участниками проекта велись педагогические дневники, разработаны критерии и показатели оценки эффективности инновационной деятельности.

   Членами инновационной творческой группы  было организовано «горизонтальное управление» проектом и постепенное вовлечение в инновационную деятельность всех членов педагогического коллектива.

Темы инновационных исследований педагогов согласовывались с консультантом.    Разработаны функциональные обязанности всех участников, которые фиксировали итоги инновационной деятельности в педагогических дневниках.

Система управления представляла собой слаженный механизм. Так, эффективность планирования подтверждалась качеством научно-методического сопровождения реализации проекта, высокой рефлексивной оценкой педагогов.

Для обеспечения научно — методического сопровождения инновационной деятельности  было налажено тесное сотрудничество на договорной основе между учреждением и консультантом проекта.

В ходе работы научно-методического семинара с участием консультантов по теме «Основные направления, подходы и технологии реализации инновационного проекта»        (июнь 2013) педагоги повысили свою компетентность   в области инновационной деятельности.  Проведены обучающие курсы для педагогических работников «Инновационные  технологии – учреждениям образования: логико-структурный подход в управлении проектной деятельностью» (октябрь 2013), организован семинар  «Новые подходы к оцениванию образовательных результатов учащихся»  с  участием  консультантов (ноябрь 2013).

В ходе работы научно-методического семинара с участием консультантов    П.Н. Савостенка,   Е.В.Радевич,    старшего преподавателя кафедры педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка  М.В.  Кудейко по теме «Активная оценка – новая стратегия обучения» (ноябрь 2014)  были освещены актуальные вопросы формирования компетенций педагогов в области использования стратегии активной оценки.

Об эффективности обеспечения научно-методического сопровождения, повышения уровня методологической культуры педагогов свидетельствует то, что консультативная помощь, руководство педагогическим исследованием участников инновационной деятельности осуществлялись под руководством консультантов.

Проведены  семинары «Эффективность конструктивного взаимодействия в системе «учитель-ученик-родитель» (2013/2014 учебный год),  «Эффективные методы мотивации и оценки. Активная оценка» (2014/2015 учебный год).

  Результатом  такой работы   стало осознание педагогами противоречий   между:

 актуальностью формирования у  учащихся умений самооценки и недостаточной подготовленностью самих  педагогов к делегированию учащимся данных полномочий;

ориентацией педагогов на оценку лишь учебных достижений учащихся и важностью оценки способов получения знаний, личностного роста и деятельности учащихся;

актуальностью участия родителей в оценочной деятельности и их недостаточной педагогической и психологической  компетентностью.

Разрешению данных противоречий посредством изучения дидактических инструментов активной оценки как средства развития когнитивной сферы личности учащихся послужили индивидуальные исследования педагогов-инноваторов.

В 2015/2016 учебном году в рамках работы консультационного пункта «Диалог»  была проведена консультация по вопросу «Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся в условиях внедрения модели активной оценки образовательных результатов»

С целью привлечения родительской общественности к развитию когнитивных способностей у учащихся был проведён для них практикум     «Ценность родительской педагогики».

Продуктивно работала инновационная творческая группа педагогов «Проектирование урока с активной оценкой». Было организовано взаимопосещение учебных и факультативных занятий с последующим    анализом и коррекцией деятельности.     Члены  группы уделяли большое внимание  обзору литературы,  интернет — ресурсов, обмену опытом и  идеями. Отмечена эффективность работы творческой группы (проведено 18 открытых учебных и факультативных занятий  с использованием технологии активной оценки).

Проведён педагогический совет «Активная оценка – новая стратегия обучения» (протокол №8 от 23 апреля 2014 года).  Был принят ряд управленческих решений, направленных на  продолжение самообразования по изучению дидактических средств организации контрольно-оценочной деятельности, расширение   спектра оценочной деятельности учащихся, ориентированной  на личный образовательный результат, взаимооценку, содержательную рефлексию,   проведение учебных и факультативных занятий с применением стратегии активной оценки.

Отчёты педагогов — инноваторов  были заслушаны на совещании при директоре (февраль 2015).

Создан банк данных   эффективных  методических средств по модулям «Целеполагание в стратегии активной оценки», «Место НаШтоБуЗу в образовательном процессе»,  «Активная оценка: активные дети + активные родители», «Обратная связь в активной оценке», «Ключевой вопрос», «Взаимооценка и самооценка». Проводилось консультирование по запросу.

Научно-методическое сопровождение осуществлялось через участие в семинарах, проводимых ГУО «Гродненский областной институт развития образования», семинарах Сморгонского РУМК, обсуждение проблемных вопросов с консультантами проекта.

 

2.2. Алгоритм внедрения  инновации

        Для   успешного внедрения инновации по достижению образовательных результатов учащихся необходим набор инструкций, описывающий   действия  в следующем порядке:

  1. Ресурсное обеспечение внедрения инновации (кадровое, мотивационное, материально-техническое, информационное, финансовое)
  2.     Освоение педагогами педагогических, управленческих компетенций, направленных на обеспечение достижения и оценку образовательных результатов учащихся (семинары, проблемные лекции, психологические тренинги личностного роста педагогов, самообразование, дистанционные консультации)

        3.Соблюдение этапов внедрения модели:

        3.1.   Проблематизация (выявление и анализ проблем в действующей системе оценивания образовательных результатов обучающихся)

        3.2. Концептуализация (поиск комплекса идей для внедрения модели активной оценки,  определение концепции научно-методического сопровождения инновационной деятельности)

         3.3. Программирование (разработка нормативной модели деятельности   по реализации инновационных идей, создание системы научно-методического сопровождения внедрения модели)

         3.4. Планирование (разработка действий, являющихся организующим началом внедрения модели,  совместное обсуждение и осмысление целей нововведений, обоснование и постановка цели, планирование путей её достижения (определение задач), составление плана действий,  определение функционала школьного координатора)

         3.5. Организация совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса ( формирование ресурсов и организационных форм осуществления инновационной деятельности,  освоение учителями стратегии активной оценки,    анализ своих результатов и результатов коллег после внедрения данной стратегии,   представление полученного опыта и его обсуждение на школьных методических формированиях, педсовете)

           3.6. Конструирование новой практики (внедрение инновации в массовую практику)

          3.7. Рефлексивное оформление и обсуждение  результатов внедрения инновации (коллективное осмысление  действий,   соотнесение достигнутых результатов с критериями).

          3.8. Оформление опыта управленческой и педагогической деятельности.

          3.9. Предложения по продвижению и тиражированию инновации                                 (использование следующих каналов диссеминации:  информационный  —  выпуск  и  издание  литературы,  рассказывающий  об инновации, создание сайтов или блогов в сети Интернет  коммуникационный — профессиональные события).

         3.10. Перспективы  развития опыта (дистанционный обмен материалами   между учреждениями,   совместное проектирование и проведение мероприятий по  диссеминации инновационного опыта, консультирование    субъектов  инновационного  опыта,  оказание  им методической помощи в технологизации обобщения и представления опыта, использование различных способов презентации общественности результатов инновационной деятельности: участие педагогов в форумах и конференциях, фестивалях и конкурсах, публикации в научно-методических изданиях и в сети Интернет,  организация и проведение семинаров,   мастер-классов).

"> ,next:openstat};(function(d,t){var j=d.createElement(t);j.async=true;j.type="text/javascript";j.src="//openstat.net/cnt.js";var s=d.getElementsByTagName(t)[0];s.parentNode.insertBefore(j,s)})(document,"script")