Внедрение модели активной оценки образовательных результатов
учащихся как средство их когнитивного развития
2.1. Условия и механизмы эффективности внедрения инновации
Опыт государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Сморгони» показал, что эффективность внедрения в практику модели активной оценки образовательных результатов учащихся как средства их когнитивного развития может быть обеспечена, если образовательная система учреждения строится на следующих принципах:
— согласованность функционирования всех подсистем школы;
— гуманизация отношений между участниками образовательного процесса (администрацией, педагогами, учениками и их родителями);
— творческое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса;
— открытость переменам, работа на опережение.
Управление инновационными процессами основывалось на принципах сотрудничества, индивидуального подхода, личностного стимулирования, коллективного принятия решений.
Вопросы внедрения метода активной оценки в образовательную деятельность педагогов школы рассматривались на заседании педагогического и методического советов школы с принятием управленческих решений, об эффективности которых свидетельствует тот факт, что все педагоги-инноваторы активно включились в работу по реализации проекта.
Механизмом управления инновацией, оценки эффективности и развития проектной деятельности являлись формы совместной самоорганизующейся деятельности.
Для комплексной реализации инновационного проекта функционал был распределён между группами стратегического развития, методического и диагностического сопровождения.
Непосредственное руководство инновацией осуществляла группа стратегического развития. В состав группы вошли Савостенок П.Н., консультант проекта, Апанасович А. Э., директор школы, руководитель проекта, Ануфриева А.В., заместитель директора по учебной работе. Цель группы заключалась в определении принципов управленческой деятельности и объектов управления, создании коллективного субъекта управления, выработке концептуально — технологических подходов, условий, критериев и показателей качества инновационной деятельности.
В группу методического сопровождения входили педагоги – инноваторы. Группой были обозначены условия проявления учебной инициативы школьника, определены эффективные формы учебного взаимодействия.
Для обеспечения аналитического состояния инновационного пространства в его динамике, выявления проблематики развития этого направления работала группа диагностического сопровождения, в состав которой вошли педагоги — инноваторы, педагог-психолог.
Организация управления инновационным проектом осуществлялась на основе компетентностного, программно — целевого подходов.
Разработана комплексно-целевая программа по реализации проекта «Внедрение модели активной оценки как средства когнитивного развития учащихся» на 2013-2016 годы, организовано психологическое сопровождение инновационной деятельности, участниками проекта велись педагогические дневники, разработаны критерии и показатели оценки эффективности инновационной деятельности.
Членами инновационной творческой группы было организовано «горизонтальное управление» проектом и постепенное вовлечение в инновационную деятельность всех членов педагогического коллектива.
Темы инновационных исследований педагогов согласовывались с консультантом. Разработаны функциональные обязанности всех участников, которые фиксировали итоги инновационной деятельности в педагогических дневниках.
Система управления представляла собой слаженный механизм. Так, эффективность планирования подтверждалась качеством научно-методического сопровождения реализации проекта, высокой рефлексивной оценкой педагогов.
Для обеспечения научно — методического сопровождения инновационной деятельности было налажено тесное сотрудничество на договорной основе между учреждением и консультантом проекта.
В ходе работы научно-методического семинара с участием консультантов по теме «Основные направления, подходы и технологии реализации инновационного проекта» (июнь 2013) педагоги повысили свою компетентность в области инновационной деятельности. Проведены обучающие курсы для педагогических работников «Инновационные технологии – учреждениям образования: логико-структурный подход в управлении проектной деятельностью» (октябрь 2013), организован семинар «Новые подходы к оцениванию образовательных результатов учащихся» с участием консультантов (ноябрь 2013).
В ходе работы научно-методического семинара с участием консультантов П.Н. Савостенка, Е.В.Радевич, старшего преподавателя кафедры педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка М.В. Кудейко по теме «Активная оценка – новая стратегия обучения» (ноябрь 2014) были освещены актуальные вопросы формирования компетенций педагогов в области использования стратегии активной оценки.
Об эффективности обеспечения научно-методического сопровождения, повышения уровня методологической культуры педагогов свидетельствует то, что консультативная помощь, руководство педагогическим исследованием участников инновационной деятельности осуществлялись под руководством консультантов.
Проведены семинары «Эффективность конструктивного взаимодействия в системе «учитель-ученик-родитель» (2013/2014 учебный год), «Эффективные методы мотивации и оценки. Активная оценка» (2014/2015 учебный год).
Результатом такой работы стало осознание педагогами противоречий между:
актуальностью формирования у учащихся умений самооценки и недостаточной подготовленностью самих педагогов к делегированию учащимся данных полномочий;
ориентацией педагогов на оценку лишь учебных достижений учащихся и важностью оценки способов получения знаний, личностного роста и деятельности учащихся;
актуальностью участия родителей в оценочной деятельности и их недостаточной педагогической и психологической компетентностью.
Разрешению данных противоречий посредством изучения дидактических инструментов активной оценки как средства развития когнитивной сферы личности учащихся послужили индивидуальные исследования педагогов-инноваторов.
В 2015/2016 учебном году в рамках работы консультационного пункта «Диалог» была проведена консультация по вопросу «Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся в условиях внедрения модели активной оценки образовательных результатов»
С целью привлечения родительской общественности к развитию когнитивных способностей у учащихся был проведён для них практикум «Ценность родительской педагогики».
Продуктивно работала инновационная творческая группа педагогов «Проектирование урока с активной оценкой». Было организовано взаимопосещение учебных и факультативных занятий с последующим анализом и коррекцией деятельности. Члены группы уделяли большое внимание обзору литературы, интернет — ресурсов, обмену опытом и идеями. Отмечена эффективность работы творческой группы (проведено 18 открытых учебных и факультативных занятий с использованием технологии активной оценки).
Проведён педагогический совет «Активная оценка – новая стратегия обучения» (протокол №8 от 23 апреля 2014 года). Был принят ряд управленческих решений, направленных на продолжение самообразования по изучению дидактических средств организации контрольно-оценочной деятельности, расширение спектра оценочной деятельности учащихся, ориентированной на личный образовательный результат, взаимооценку, содержательную рефлексию, проведение учебных и факультативных занятий с применением стратегии активной оценки.
Отчёты педагогов — инноваторов были заслушаны на совещании при директоре (февраль 2015).
Создан банк данных эффективных методических средств по модулям «Целеполагание в стратегии активной оценки», «Место НаШтоБуЗу в образовательном процессе», «Активная оценка: активные дети + активные родители», «Обратная связь в активной оценке», «Ключевой вопрос», «Взаимооценка и самооценка». Проводилось консультирование по запросу.
Научно-методическое сопровождение осуществлялось через участие в семинарах, проводимых ГУО «Гродненский областной институт развития образования», семинарах Сморгонского РУМК, обсуждение проблемных вопросов с консультантами проекта.
2.2. Алгоритм внедрения инновации
Для успешного внедрения инновации по достижению образовательных результатов учащихся необходим набор инструкций, описывающий действия в следующем порядке:
- Ресурсное обеспечение внедрения инновации (кадровое, мотивационное, материально-техническое, информационное, финансовое)
- Освоение педагогами педагогических, управленческих компетенций, направленных на обеспечение достижения и оценку образовательных результатов учащихся (семинары, проблемные лекции, психологические тренинги личностного роста педагогов, самообразование, дистанционные консультации)
3.Соблюдение этапов внедрения модели:
3.1. Проблематизация (выявление и анализ проблем в действующей системе оценивания образовательных результатов обучающихся)
3.2. Концептуализация (поиск комплекса идей для внедрения модели активной оценки, определение концепции научно-методического сопровождения инновационной деятельности)
3.3. Программирование (разработка нормативной модели деятельности по реализации инновационных идей, создание системы научно-методического сопровождения внедрения модели)
3.4. Планирование (разработка действий, являющихся организующим началом внедрения модели, совместное обсуждение и осмысление целей нововведений, обоснование и постановка цели, планирование путей её достижения (определение задач), составление плана действий, определение функционала школьного координатора)
3.5. Организация совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса ( формирование ресурсов и организационных форм осуществления инновационной деятельности, освоение учителями стратегии активной оценки, анализ своих результатов и результатов коллег после внедрения данной стратегии, представление полученного опыта и его обсуждение на школьных методических формированиях, педсовете)
3.6. Конструирование новой практики (внедрение инновации в массовую практику)
3.7. Рефлексивное оформление и обсуждение результатов внедрения инновации (коллективное осмысление действий, соотнесение достигнутых результатов с критериями).
3.8. Оформление опыта управленческой и педагогической деятельности.
3.9. Предложения по продвижению и тиражированию инновации (использование следующих каналов диссеминации: информационный — выпуск и издание литературы, рассказывающий об инновации, создание сайтов или блогов в сети Интернет коммуникационный — профессиональные события).
3.10. Перспективы развития опыта (дистанционный обмен материалами между учреждениями, совместное проектирование и проведение мероприятий по диссеминации инновационного опыта, консультирование субъектов инновационного опыта, оказание им методической помощи в технологизации обобщения и представления опыта, использование различных способов презентации общественности результатов инновационной деятельности: участие педагогов в форумах и конференциях, фестивалях и конкурсах, публикации в научно-методических изданиях и в сети Интернет, организация и проведение семинаров, мастер-классов).