«

»

Распечатать Запись

Планирование, содержание и проведение коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности

Планирование, содержание
и проведение  коррекционных
занятий по развитию
познавательной деятельности

Согласно учебному плану первого отделения вспомогательной школы коррекционные занятия проводятся в объёме по 5 часов в неделю в I–IV классах, 3 часа в неделю в V классе, 2 часа  в неделю в VI и VII классах и 1час в неделю в VIII и IX классах. Из этого объёма учебного времени в I — V классах выделяется 1 час в неделю на занятия по ритмике и танцу, остальное учебное время распределяется на занятия по игре (I класс), развитию познавательной деятельности, развитию эмоционально-волевой сферы.

Планирование коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности строится на основе проведенной психолого-педагогической диагностики в начале учебного года и в начальной школе с учётом действующей программы коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. I–V классы». Работа по развитию познавательной деятельности отражается в:

— перспективном плане на год (с указанием разделов и задач,  над которыми предстоит работать).

— календарно-тематическом планировании на неделю или месяц (с указанием темы и задач занятия).

-поурочном планировании.

Содержание коррекционной работы по развитию познавательной деятельности включает следующие разделы:

  1. Развитие слухового восприятия и мышления.
  2. Развитие зрительного восприятия и мышления.
  3. Развитие пространственной ориентировки и мышления.

4.Развитие мелкой моторики, кинестетического восприятия и мышления.

  1. Развитие устной речи и мышления.
  2. Развитие памяти и мышления.
  3. Развитие языкового анализа и синтеза

Коррекционная работа в рамках занятий по развитию познавательной деятельности направлена на формирование познавательных умений, а умение – есть результат овладения новым действием (или способом деятельности), основанным на каком-либо знании и использовании его в процессе решения определенных задач. Таким образом, умение включает в себя способность ориентироваться в ситуации, анализировать ее, на основе чего применять определенное действие (программу действий, способ деятельности) в нужный момент и в необходимом объеме и качестве исполнения. При формировании познавательных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью важно на первых этапах использовать в качестве материала для работы жизненные бытовые ситуации. Это облегчает процесс осознания детьми сути тех или иных познавательных действий. Опора на знакомые или хорошо представляемые учащимися жизненные ситуации в процессе формирования определенных познавательных умений облегчает ситуации их переноса и широкого применения. После осознания сути того или иного познавательного действия и его успешного применения в создаваемых жизненных ситуациях, важно переходить к формированию умения применять это действие при работе с учебным материалом. Целесообразно привлекать материал различных образовательных областей: ориентировки в окружающем мире, математики (цифры, числа, примеры, задачи), языка (буквы, слоги, слова, предложения, тексты) и др. При этом работа с такого рода материалом предусматривает формирование именно познавательных умений (умений выделять существенные признаки, определять последовательность, сравнивать, описывать, ориентироваться на плоскости листа, устанавливать причинно-следственные связи и др.), а не умений считать, писать и т.д., т.е. не является просто дополнительной работой по предмету.

Одной из актуальных проблем в области коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является определение ее методической стороны. От избранной педагогом методики работы — выбора принципов, методов, приемов, форм организации деятельности учащихся — зависит продуктивность решения поставленных коррекционно-развивающих задач, а следовательно, и качество коррекционной работы.

В.В. Гладкая выделяет следующие принципы, определяющие методику проведения коррекционных занятий с младшими школьниками с легкой интеллектуальной недостаточностью:

  1. Осуществление коррекционной работы на занятии в зоне «ближайшего развития». Важной особенностью содержания коррекционного занятия является то, что оно предполагает формирование отсутствующих у детей или еще недостаточно сформированных умений.
  2. Количество решаемых на занятии коррекционно-развивающих задач зависит от возможности продуктивной работы над каждой из них. к занятию должно ставиться столько задач, сколько действительно реально реализовывать, а это, как правило, – 2-3, максимум 4. При этом, одна из задач будет связана с формированием определенного способа деятельности.
  3. Организация многократного выполнения учащимися определенного рода деятельности для достижения коррекционно- развивающего эффекта.
  4. Реализация «принципа спирали» в процессе овладения детьми новыми умениями, способами деятельности. Реализация этого принципа предусматривает выполнение детьми одного и того же по сути действия, программы действий, но постепенно на более высоком уровне сложности.
  5. Учет последовательности развития школьно-значимых функций в онтогенезе при определении характера заданий на каждой ступени развития детей и направлений их усложнения.
  6. Поэтапное формирование способов деятельности в процессе коррекционной работы над определенным умением.
  7. Осуществление постепенного усложнения деятельности учащихся на основе оценки успешности их продвижения в развитии.
  8. Необходимость создания предметно-пространственной среды для реализации коррекционно-развивающих задач.
  9. Активное использование игровой формы предъявления заданий в процессе коррекционной работы.

В зависимости от темы занятия и поставленных задач применяются различные приёмы и методы. Например, основными методами формирования представлений о цвете, его эталонах и оттенках, являются показ образца цвета и способа действия, упражнения в подборе, выборе и назывании цвета. Эффективным приемом развития зрительного синтеза является прием складывания изображения из деталей. В качестве основного метода процесса запоминания будет являться организация практических ситуаций. Данные ситуации можно организовать в виде сюжетно-ролевой игры («Давай, и мы с тобой покормим куклу, как на картинке. Посмотри внимательно на картинку, что нам для этого надо? …»). В процессе работы по обогащению словаря целесообразно использовать метод введения новых слов в словарь (М.М.Алексеева). Данный метод может реализовываться через такой прием как рассматривание и обследование объектов, в ходе которого ребенок не только называет предмет, но и выделяет его свойства и качества, что приводит к появлению в речи имен прилагательных. При выполнении действий с данным предметом ребенок пополняет словарь глаголами, служебными словами.

В структуре коррекционных занятий  выделяют три основные части, каждая из которых решает свои определенные задачи и имеет свою подструктуру.

  1. Вводная часть. Общая задача — создать важные условия успешности деятельности учащихся: вызвать положительный эмоциональный настрой, привлечь интерес детей к предстоящей деятельности на занятии, обеспечить активизацию психической деятельности.
  2. Основная часть. Общая задача: решение поставленных к занятию коррекционно- развивающих задач.

2.1. Подготовительный этап. Задача: выявление состояния сформированности базисных умений, от которых зависит процесс формирования нового умения (согласно поставленным к занятию задачам). 2.2. Формирующий этап. Задача: формирование отсутствующего, недостаточно развитого или неправильно сформированного умения в «проблемной» области развития. Это – основной и наиболее продолжительный этап коррекционного занятия. Методика проведения этой части занятия базируется на выделенных нами и представленных ранее принципах.

 2.3. Этап самостоятельной работы учащихся. Задача: выявление состояния сформированности умения (умений), над которым (-и) работали на занятии.

  1. Заключительная часть. Задачи: 1) формирование у детей умения рассказывать о том, чему учились на занятии, 2) самооценка педагогом собственной деятельности, осуществляемая на основе выявления эмоционального состояния детей. Постановка подобной задачи, как в начале, так и в конце занятия позволяет оценить воздействие занятия на эмоциональное состояние детей. Это может дать педагогу весьма ценную информацию для анализа собственной деятельности: если эмоциональное состояние ребенка ухудшилось в течение занятия, следует оценить содержание предлагавшейся ему деятельности – с точки зрения привлекательности, степени сложности, характера оценивания и др.

Коррекционная работа по формированию познавательной деятельности должна проводиться системно и целенаправленно, как на специальных занятиях, так и в процессе всего обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

 

"> ,next:openstat};(function(d,t){var j=d.createElement(t);j.async=true;j.type="text/javascript";j.src="//openstat.net/cnt.js";var s=d.getElementsByTagName(t)[0];s.parentNode.insertBefore(j,s)})(document,"script")